...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2016/04/24

Советский союз - о финансовых претензиях бывших республик за "насильственную оккупацию"

Бывают услуги настолько бесценные, что отплатить за них можно только неблагодарностью. Дюма-отец

«Во всём виноваты проклятые коммунисты», — эта цитата больше 20 лет назад буквальна стала девизом отделившихся прибалтийских республик. Вот только слово «коммунисты» уже давно заменили на «русские», объясняя все нынешние проблемы рукой Москвы. В этом же ключе идут стабильно появляющиеся «счета за советскую оккупацию», которые страны Прибалтики из года в год выставляют России. На этот раз Латвия оценила ущерб от СССР в 185 млрд евро, и это без учёта демографических потерь и ущерба окружающей среды. А 21 апреля России решили предъявить ещё парочку «квитанций», увеличив сумму ущерба до 300 млрд евро.

Ещё в 2009 году официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил:
Утверждения об «оккупации» Латвии Советским Союзом и связанные с этим претензии любого свойства, в том числе материальные, игнорируют политические, исторические и правовые реалии и, как следствие, лишены оснований...
Осталось разобраться, какие реалии противоречат претензиям Прибалтики. Вот только если сделать это, то по счетам придётся платить далеко не России.

Прибалтика: до, во время и после СССР

Начать стоит, пожалуй, с экономического состояния прибалтийских республик до объединения с СССР. Так, например, в 1930 году уровень занятости в промышленности Эстонии составлял 17,5%, в Латвии – 13,5%, а в Литве – 6%. В 1938 году промышленность Латвии составляла всего 56% от уровня 1913 года. Всё это привело к большим миграционным потокам из страны, которые отдельные аналитики даже называют «исходом». Только с 1919 по 1940 год небольшую Литву покинуло свыше 100 тысяч человек.
После вхождения стран в состав Советского Союза ситуация серьёзно изменилась. Эстонская ССР оказалась на первых местах среди республик по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения.
В ней активно развивались такие высокотехнологичные отрасли, как химическая, электро- и радиотехническая промышленность, приборостроение, судоремонт. В схожей ситуации оказалась и Латвийская республика, которую вхождение в состав СССР сделало одним из наиболее промышленно развитым районом — она заняла ведущее место по производству национального дохода на душу населения в Союзе. Более чем странные последствия «оккупации».
Инвестиции в промышленность Латвии — «главной жертвы советской оккупации» — в первые 5 лет в составе СССР обеспечили прирост промышленного производства на уровне 45% в год. За 20 лет на её территории были построено более 20 заводов, среди которых «Гидрометприбор», завод микроавтобусов РАФ, рижский завод «Компрессор», «Автоэлектроприбор», Резекненский и Даугавпилсский заводы электроинструментов, заводы сельскохозяйственного машиностроения «Ригасельмаш», «Елгавсельмаш», «Лиепайсельмаш», Объединение электронной техники «Альфа» и другие. Кроме того, для обеспечения столь резкого скачка в промышленности были построены две ТЭЦ в Риге, Плявиньская и Рижская гидроэлектростанции. В 60-х в Латвии появились предприятия, которые до сих пор являются опорой экономики страны – Вентспилсская нефтебаза и нефтепровод Полоцк-Вентспилс.
После обретения независимости крупнейшая фабрика электротехники (ВЭФ), которая составляла центральное звено экономики Латвийской ССР, развалилась в буквальном смысле по кускам. Громоздкое предприятие сначала разделили на несколько частей, чтобы они самостоятельно выживали и развивались. Это его не спасло, поскольку кардинально изменились условия, были разрушены производственные и логистические цепочки, завязанные на СССР.
Если до распада СССР самая весомая часть завода, производившая коммутационную технику, обеспечивала рабочими местами 14 000 человек, то в начале 90-х на работе осталось 400 человек.
Цивилизованно уволить всех «невписавшихся в рынок» получилось только в середине 90-х, после получения денег от Агентства приватизации, поскольку до этого предприятие не могло выплатить задолженности по зарплате. Всё закончилось полной его ликвидацией, а на месте завода теперь красуется один из крупнейших торговых центров в Риге.

«Тяжкое» советское наследие других республик


Не только Прибалтика столкнулась с такими проблемами после обретения «незалэжности». Не менее печальным примером является авиационный завод ГАО «ТАПОиЧ» в Ташкенте, столице Узбекской ССР. Предприятие было создано на базе российского авиационного завода, который был эвакуирован из Москвы в 1941 году. Вдумайтесь — узбеки, сегодняшние гастарбайтеры, участвовали в высокотехнологичном производстве, выпускали такие самолеты, как Ил-76, Ан-12, «Антей».
После обретения Узбекистаном независимости завод сначала был перепрофилирован на производство различных комплектующих деталей, строительных конструкций, автокомплектующих и пр., а в 2015 году стало известно, что завод будет производить дверные замки.
Также в Армении в 2002 году был признан банкротом некогда известный на весь Советский Союз Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ), выпускавший развозные автофургоны. После приватизации в 1995 году происходил постепенный спад производства. В 2000 году на мощностях завода планировали выпускать ВАЗ, однако проект осуществлён не был, после чего уже через 2 года завод был закрыт.
Схожая судьба и у другого автозавода, который располагался на территории Грузии. Речь идёт о Кутаисском автомобильном заводе, который во времена СССР покрывал большую потребность в седельных тягачах модели «Колхида» (КАЗ). В 1991 году по сути история завода заканчивается, поскольку выпуск машин упал фактически до нуля. Были идеи о создании семейства грузовиков на основе КАЗ-4540, но дальше размышлений и планов этот вопрос не продвинулся. Неизвестно, как предприятие сохранило свою территорию и промышленные корпуса с оборудованием, однако в 2002 году была попытка реанимации производства: на заводе презентовали проект по сборке индийских внедорожников Mahindra. Стоимость контракта составила 26 млн долларов, однако сейчас о проекте ничего не известно. Как и о судьбе самого завода.
Пожалуй, самое большие количество примеров фактической остановки крупнейших предприятий, построенных во времена СССР, можно найти на Украине. Буквально год назад СМИ сообщили о серьёзных проблемах крупнейшего украинского предприятия по производству ракетно-космической техники «Южмаш» в Днепропетровске. В октябре 2015 года работников предприятия перевели на однодневный режим работы, чтобы «не разбежались». С мая 2015 года люди не получали зарплату, а общая задолженность завода перед рабочими на тот момент составляла около 80 млн гривен. На данный момент он фактически погиб.
Проблемы некоторых заводов были связаны с тем, что после распада СССР фактически прервались цепочки поставок между предприятиями разных республик. Показательным случаем здесь является завод по производству копнителей в Бишкеке, чья продукция поставлялась во все регионы Советского Союза. До распада завод получал компрессоры, которые производились только на двух предприятиях — в Эстонии и в России. Эстонский завод после отделения прекратил поставки, а российский не смог полностью компенсировать потери, что привело к банкротству предприятия.
В целом, большинство стран-выходцев из СССР получили основы своей современной экономики именно до 1990-х. Стоит только посмотреть на список всех предприятий, которые были построены на их территориях за годы советской власти.
В Азербайджане, к примеру, были построены крупнейшие нефтеперегонные, машиностроительные и хлопкоочистительные заводы, в результате чего только с 1913 по 1937 объёмы промышленной продукции выросли в 5,7 раз. В Киргизии за этот же период объёмы выросли в 95 раз, а в Таджикистане — в рекордные 195 раз. Серьёзный экономический импульс в советские времена получила и Грузия, где были построены машиностроительные, ферросплавильные, цементные, нефтяные, текстильные заводы, где развивалась пищевая промышленность и началась добыча золота и молебдена. Впрочем, этот список можно продолжать бесконечно.

Как Москва «угнетала» народы СССР


Непростая история и с общесоюзным бюджетом. Точных данных об отчислениях республик в бюджет найти невозможно, но общеизвестные обрывочные факты позволяют построить целостную картину происходящего. Так, львиная доля бюджета СССР обеспечивалась налогом с оборота. В конце 50-х многие республики добились сохранения этого налога в рамках своих союзных бюджетов. Дотационные Таджикистан, Узбекистан и Армения сохраняли 100% сборов.
А республики Прибалтики имели особый статус: получая средства из союзного бюджета, они получили возможность также сохранять большую часть налога у себя. Кроме того, экономику республик поднимали за счёт политики закупочных цен, по которым центр осуществлял закупки продукции республик по завышенным ценам, в разы превосходящим себестоимость.
75% бюджета состояло из отчислений РСФСР, а 25% — Украина, Белоруссия и Казахстан. При этом законодательство определяло следующий порядок по расходным статьям бюджета: на плечи республик ложилось лишь 6,2%, а 78,5% финансирования шло из центра.
Окончательно проясняет картину соотношение данных по производству и потреблению в республиках, даже при всей условности перевода советских рублей в доллары.

Окончательно проясняет картину соотношение данных по производству и потреблению в республиках, даже при всей условности перевода советских рублей в доллары
Окончательно проясняет картину соотношение данных по производству и потреблению в республиках, даже при всей условности перевода советских рублей в доллары
Если с 1985 по 1990 год положительное соотношение этих показателей наблюдалось только у РСФСР, Белоруссии, Казахстана и Азербайджана, то на момент распада СССР оно сохранилось только у первых двух. Что касается Прибалтики, то картина здесь не в их пользу. В среднем потребление Литвы в эти годы на 10 тысяч долларов превышало производство. До 1989 года подобные показатели демонстрировала и Эстония, однако в 1990 показатель взлетел до 20 тысячи долларов. Самая скромной страной прибалтийского региона в данном случае является Латвия, потребление которой превышало производство на 2-3 тысячи долларов до 1989, а в 1990 соотношение также достигло 10 тысяч.
Напоследок стоит остановиться на показателях уровня жизни населения в разных республиках, где по большинству измерений в лидерах вновь оказывается Прибалтика. Данные предоставлены за те же 1989-1990 годы. Идеально описывают ситуацию на «оккупированных территориях» следующие показатели: уровень заработной платы, обеспеченность населения жильём и владение личным автотранспортом.
Самые большие зарплаты были в Эстонии — 341 рубль. Второго места удостоилась РСФСР с 297 рублями, далее следуют Латвия и Литва – 291 и 283 рубля соответственно. Зарплаты Эстонии, к слову, на 40% превышали азербайджанские (последнее место в рейтинге). Неплохо для республик, в которых производство на 10 тысяч долларов отстаёт от потребления. Пятёрка наиболее обеспеченных жильём республик выглядит следующим образом: Грузия, Эстония, Латвия, Молдавия и Литва. Все они получали налоговые льготы и средства из общесоюзного бюджета.
Обеспеченность жильём РСФСР оказалась меньше, чем Эстонии практически на 25%. В тройке лидеров по владению личным автотранспортом снова оказываются все три прибалтийские республики: их показатели в 2,5 раза превышают средний по СССР. РСФСР в этом списке на 7 месте.
Цифры цифрами, но немаловажны и личные воспоминания о Союзе простых граждан, не ослепленных антироссийской риторикой. нынешних «незалэжных» властей. Большинство высказываний о жизни в той же Литве времён Советского Союза сосредотачивается скорее на позитивных аспектах. Вот, например, комментирует один из латышских блоггеров (seva_riga) очередные разговоры о тяготах «советской оккупации»: «Можно ещё вспомнить, что в Латвии был локатор в Скрунде, за которую Россия согласна была платить сотни миллионов долларов, и которую эти дикари просто взорвали. Был рыболовный флот, который вёл лов по всему миру. Папа на своей плавбазе и на Кубу ходил, и до мыса Горн… Была труба, которая фуговала нефть и дизтопливо в Вентспилс, который мог принимать танкера по 100 000 тонн. Село было завалено заказами на мясо и овощи — мощностей не хватало… Ну а теперь единственная гордость — уже больше миллиона (половина населения) пашет за границей. Из оставшегося дома миллиона — больше половины — пенсионеры. А в остальном — всё правильно».
О потоке иммиграции из «преуспевающих» Прибалтийских стран свидетельствует и официальная статистика.
Со времён распада СССР население Эстонии сократилось более, чем на 250 тысяч человек, Латвии – около 700 тысяч, а из Литвы уехало более 790 тысяч человек.
За время столь желанной независимости доля промышленности в этих странах снизилась по разным оценкам на 23-26%, а ВВП с 1995 по 2008 год сократился на 14-20% ( в зависимости от страны). И эти данные без учёта постсоветских трансформаций, в результате которых экономический спад в той же Латвии оценивается в 52%.
Подводя итог, если посчитать все «вливания» Советского Союза в экономику, в частности, в промышленность, прибалтийских республик, им придётся сменить своё амплуа с роли коллектора на роль должника. И вряд ли эта новая роль придётся им по душе. Однако Россия этого не делает и не будет делать. По одной простой причине — нам чужды примитивные отношения к своей истории. К тому же в Москве надеются, что после 25 лет разрухи в экономиках и головах «незалэжных» республик наступит отрезвление и появится понимание, какую на самом деле пользу принес им «русский оккупант».


Anna Garde

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Отец Андрей Ткачёв о Владимире Путине - божий человек на своем месте

...Без раболепства и чинопоклонства. Здравый и трезвый поп о государе и текущем моменте.    Мастер Каморки