...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2015/03/31

Новый арсенал на Кронверке

Популярный среди народа, но недооцененный интеллигентной публикой петербургский музей. А зря! Превосходные интерьеры в замковом стиле, множество подлинного исторического и современного оружия, которое можно не только потрогать (а на заднем дворе те же пушки, но в неприбранном немузейном виде хранения - просто свалка!), полузаброшеные советские экспозиции, не возобновлявшиеся последние лет 30 - при минимальном присмотре и свободе действия здесь всякому будет чем заняться. Ко мне, со всеми моими фотографическими причиндалами - никто и не вздумал подойти с вопросом, типа, - А что это товарищ тут фотографирует? Мастер Каморки




Александровский парк, 7
Кронверкская наб., 7
Архитекторы: Таманский П. И.
Год постройки: 1848-1860
Стиль: Кирпичный





Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

Вспомогательное земляное «коронное укрепление» - КРОНВЕРК для защиты подходов к Петропавловской крепости с севера было заложено в 1705 г. Работы были закончены лишь в 1709 г. из-за случившегося в 1706 г. пожара. На территории размещались провиантский, артиллерийский и пушечный дворы, верфи, цейхгауз Преображенского полка, казармы гарнизона. В 1752 г. под руководством генерал-майора А. П. Ганнибала была проведена реконструкция.
В начале XIX в. вооружение было передано в крепость, а территория отошла Министерству коммерции для размещения партикулярной верфи. В 1808 г. здесь было открыто мореплавательное и судостроительное училище.
В ноябре 1848 г. было принято решение о сооружении в Кронверке арсенала, план которого предложил Николай I. Проект разработал архитектор Инженерного департамента П. И. Таманский, руководил работами инженер-подполковник И. Ф. Иокиш, за возведение отдельных объектов отвечали Е. А. Небольсин и В. И. Миллер.
Фундамент возвели в 1851 г., после этого 21 августа здание было торжественно заложено. Строительство велось частями, с правого крыла. Отделка интерьеров исполнялась по проектам архитектора В. К. Рейера. Новый арсенал в Кронверке в плане имеет форму подковы. Здание двухэтажное с антресолями над галереями первого этажа. Внешний фасад решен в духе фортификационных построек средневековья.

26 декабря 1860 г. здание было принято комиссией и передано в Артиллерийское ведомство. Через день постройку освятили. В январе приступили к перевозке орудий из Старого арсенала на Литейном проспекте.
В 1861 г. была возведена горжевая стена с воротами, замыкающая двор с юга. Перед воротами на берегу Кронверкского пролива соорудили гранитную пристань.
В 1868 г. несколько казематов на нижнем этаже правого крыла переоборудовали для размещения военных реликвий Артиллерийского музея, ранее находившегося в Старом арсенале. (по материалам [41])
Здание называется "Новый арсенал на Кронверке".
От Кронверка сохранился только идущий зигзагами Кронверкский канал и название острова, на котором когда-то было это дополнительное крепостное сооружение. (Ирина Бойко)
В плане и с внешней стороны здание имеет вид огромного подковообразного равелина с амбразурами и бойницам. Длина арсенала по оси равна 472 м, стены по наружному фасаду достигают толщины 1,8 м, по внутреннему - 1,3 м.

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

Музей был основан 29 августа 1703 г., когда по приказу Петра I в Петропавловской церкви был построен Цейхгауз - место хранения исторических и курьёзных артиллерийских орудий. Согласно специальному указу, из всей России доставлялись наиболее ценные и интересные экземпляры артиллерийских орудий, а позже и других видов вооружения, униформы, знамён, в том числе и трофейных.
В 1756 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны Цейхгауз был преобразован в Достопамятный зал и размещен на Литейном дворе.
В 1776 г. князь Г. Г. Орлов на свои средства построил на Литейном пр. трёхэтажное здание арсенала, в котором второй этаж выделялся для собрания "зала Достопамятностей"
1 июня 1808 г. "Достопамятный зал" открывается для всех желающих осмотреть его. Это был первый шаг к превращению хранилища в музей.
Настоящая жизнь Музея собрания началась в 1868 г. Тогда Музею была отведена часть здания арсенала Петропавловской крепости - Кронверка в нижнем и антресольном этажах восточного крыла для размещения военно-исторических коллекций. Для тяжелых орудий выделили часть внутреннего двора.
С 1903 г. - Артиллерийский исторический музеей (АИМ).
В 1950-х гг. здание было переоборудовано для размещения музейной экспозиции и фондов по проекту архитекторов К. Д. Халтурина, И. Н. Бенуа и И. Д. Сметанникова.
В 1963 г. Артиллерийский исторический музей принял фонды Центрального исторического военно-инженерного музея.
В 1965 г. в состав Артиллерийского исторического музея вошел Военный музей связи. С тех пор музей стал именоваться Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС).
19 ноября 2013 г., в День ракетных войск и артиллерии, на внешней экспозиции музея был торжественно открыт бюст великого князя Михаила Николаевича (1832-1909), последнего генерал-фельдцейхмейстера (начальника всей российской артиллерии) в истории императорской России.
«Бюст стал даром Свято-Михайловского Афонского монастыря на Кавказе, который был основан по инициативе Великого князя, бывшего почти 20 лет наместником Кавказа. Идея создания памятника великому князю Михаилу Николаевичу возникла в декабре 2009 г., в год столетия кончины Великого князя, и заключалась в том, чтобы почтить его заслуги перед Россией, Кавказом и русской артиллерией. В октябре 2010 г. в Свято-Михайловском Афонском монастыре был открыт первый в России памятник великому князю Михаилу Николаевичу. Это бюст, выполненный скульптором Александром Аполлоновым. В то же время резонен был вопрос, почему подобного памятника нет в Петербурге, где родился, трудился и погребен в усыпальнице Петропавловского собора великий князь.
Тогда настоятель Свято-Михайловского Афонского монастыря на Кавказе игумен Герасим выступил с предложением преподнести от обители дар Петербургу - копию бюста великого князя, установленного в монастыре. Эта инициатива была поддержана Вадимом Тюльпановым, который тогда занимал пост Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Бюст был отлит на литейном заводе в Ростове-на-Дону на средства благотворителей монастыря, доставлен в Петербург и 26 октября 2011 г., в день рождения великого князя, состоялась его официальная передача. Из всех вариантов места установки наилучшим был признан Артиллерийский музей, поскольку без малого пятьдесят лет великий князь был главным артиллеристом Российской Империи и, будучи генерал-фельдцейхмейстером, стал покровителем музея и внес значительный вклад в его становление и пополнение коллекций. Здесь хранятся подлинные вещи Михаила Николаевича, в том числе его рабочий стол, предметы одежды, личное оружие. Часть из них стали экспонатами выставки, открытой в 2012 г. к 180-летию со дня рождения Великого князя. <…>
В год, когда празднуется 400-летие Дома Романовых, бюст великого князя Михаила Николаевича может стать первым монументом в честь представителя русского императорского дома, установленным в период новейшей истории России. До сего момента появлялись только памятники императорам, а в бывшей столице Российской империи нет ни одного скульптурного сооружения в память о великих князьях, [которые] немало послужили во славу России».
(museum.ru/N51688, snegir)

Экспонаты музея

 2. А.В.Суворов в сражении под Кинбурном 1787 г.
фотоКопия со скульптуры Б.Эдуардса, выполненной для памятника в Очакове, открытого в 1907 г.
Скульптура изображает А.В.Суворова, раненого под Кинбурном 1 октября 1787 г.

Сражение на Кинбурнской косе было особенно тяжелым и ожесточенным. 5-тысячный турецкий отряд, пользуясь численным превосходством, под прикрытием мощного артиллерийского огня кораблей высадился на кинбурнский берег. Русская артиллерия открыла ответный огонь из всех орудий. Залп крепостной артиллерии послужил сигналом к атаке. А.В.Суворов, находясь во главе 1,5-тысячного отряда, все время был в первых рядах атакующих и, несмотря на два ранения, продолжал командовать войсками до полного разгрома турецкого десанта."
На заднем плане - парадная литавренная колесница для перевозки артиллерийского знамени.

 3. Парадная литавренная колесница для перевозки артиллерийского знамени
фотоКолесница создана в ознаменование боевых заслуг русской артиллерии в Семилетней войне, в том числе, при взятии Берлина. Изготовлена по распоряжению генерал-фельдцейхмейстера графа П.И.Шувалова в ноябре - декабре 1760 г. бригадой седельного мастера И.Шлейха, состоявшей из русских вольных мастеров, возможно, охтинцев. Автор проекта колесницы - Ф.Л.Задубский. Идейное содержание оформления принадлежало майору П.И.Мелиссино. Колесница предназначалась для вывоза артиллерийского знамени во время парадов и торжественных церемоний. Принимала участие в Крещенских парадах 1761 и 1762 гг., церемоний погребения П.И.Шувалова (январь 1762 г.) и Красносельских маневрах 1765 г. Дo 1765 г. находилась в построенном для нее сарае. В 1765г. была переведена в С.-Петербургский арсенал, а в 1778 г., как ценный памятник, поступила в Достопамятный зал ...".

фото 4. Ракета Р-2 (8Ж38)
Второй образец отечественной баллистической ракеты.
Принята на вооружение в 1951 г.
Разработана в СКБ НИИ-88 под руководством главного конструктора С.П.Королева. По сравнению с ракетой Р-1 (8А11) имеет устройство радиокоррекции, увеличивающее точность стрельбы в боковом направлении, отделяемую после выгорания топлнва головную часть, несущий бак горючего и большую, более, чем в два раза, дальность полета.

По материалам citywalls

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Отец Андрей Ткачёв о Владимире Путине - божий человек на своем месте

...Без раболепства и чинопоклонства. Здравый и трезвый поп о государе и текущем моменте.    Мастер Каморки