Закон об иностранных агентах позорит Россию и ведет к «моральной, интеллектуальной и социальной деградации», считает директор «Левада-центра» Лев Гудков. Его заявление по поводу включения центра в реестр иностранных агентов опубликовано на сайте организации.
По мнению Гудкова, для России запреты на связи ученых с иностранными коллегами означают «перспективу дальнейшей консервации научной архаики и деградации».
«Непонимание этого грозит не просто изоляционизмом или хроническим снижением человеческого и социального капитала в нашей стране, но превращением ее в резервацию бедного и агрессивного населения, утешающего себя иллюзиями национального превосходства и исключительности», – считает глава «Левада-центра».
Как указал Гудков в заявлении, признание центра иностранным агентом «осложняет деятельность нашей организации». По его словам, в нескольких регионах центру сообщили, что «сотрудникам госучреждений запрещено контактировать с представителями организаций, имеющих ярлык “иностранных агентов”».
Минюст признал организацию иностранным агентом 5 сентября, по даннымминистерства, значительная часть зарубежного финансирования поступала из США.
«Мы гордимся возможностью работы с иностранными партнерами; это не повод для дискредитации нас как агентов, напротив, свидетельство высокого профессионализма и качества наших исследований», – сказано в заявлении Гудкова.
Также глава центра уточнил, что организация не скрывала источники финансирования, указывая их в отчетах для налоговой и других служб.
По мнению Гудкова, последствия практики включения организаций в реестр иностранных агентов будут ощущаться на протяжении двух-трех следующих поколений. Как полагает Гудков, «репрессии такого рода» угрожают не только социологии: «закончат с социологией – перейдут к истории, экономике, генетике, физике и прочим наукам, как это было в сталинские годы».
Закон об иностранных агентах в России приняли в 2012 году, он обязывает все некоммерческие организации,занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, регистрироваться в специальном реестре в качестве иностранных агентов.
В июне 2016 года был принят закон, который уточняет понятие политической деятельности. К ней относятся проведение соцопросов, «направленных на формирование общественно-политических взглядов», организация митингов и оценка работы чиновников.


логотип InoСМИ

 За две недели до парламентских выборов самый известный центр изучения общественного мнения в России оказался под угрозой ликвидации из-за того, что проводил платные исследования для Висконсинского университета, сообщает Rzeczpospolita (07.09). Согласно российскому закону от 2012 года, организация, занимающаяся политической деятельностью и получающая финансирование из-за рубежа, обязана заявить об этом факте государственным органам и «добавить к своему названию унизительную формулировку „иностранный агент“», обычно это становится первым шагом к признанию ее деятельности «нежелательной на территории и РФ», а далее — к закрытию.

Газета, ссылаясь на мнения экспертов, связывает усиление давления на «Левада-центр» с приближающимися выборами в Думу, подчеркивая, что Кремль стремится не только обеспечить своей партии «Единая Россия» как можно более высокий результат, но и избежать повторения общественных волнений 2011 года, когда россияне сочли результаты голосования фальсифицированными.

Кремль сделал из независимого «Левада-центра» «иностранного агента» — это наказание за обнародование низких рейтингов путинской «Единой России», — констатирует Gazeta Wyborcza (06.07). На практике навешивание такого ярлыка положит конец нормальной деятельности этой организации, ведь простой россиянин, услышав, что человек, который собирается задать ему вопрос о политических предпочтениях, называет себя «агентом», решит, что имеет дело со шпионом или диверсантом. Он не захочет продолжать беседу, опасаясь, что его самого накажут за помощь врагу, объясняет корреспондент издания. Возможно, высказывает надежду он, после выборов Кремль решит «не душить» центр окончательно, ведь «стоит помиловать того, кто иногда говорит неприятную правду о наготе царя, но бывает полезен тогда, когда нужно доказать, что подданные все-таки этого царя любят».

«Левада-центр» всегда был кладезем знаний о современной России, а покойный руководитель его отдела социально-политических исследований Борис Дубин — одним из немногих людей, у которых всегда находилось время для того, чтобы встречаться с представителями польской прессы и объяснять им те или явления российской жизни, отмечает публицистка издания Nowa Europa Wschodnia (07.09). Со статусом «иностранного агента» социологам будет сложнее завоевать расположение респондентов, предсказывает она, высказывая опасения, что без аналитических данных «Левада-центра» и консультаций с его сотрудниками работа журналистов, в том числе зарубежных, станет не только более сложной, но и менее качественной.

В последнее время Кремль старается убедить Запад в том, что мирный процесс на Украине трещит по швам, и заставить Европу и США надавить на Киев, чтобы тот «спасал» минские соглашения. С этой целью, пишет Gazeta Wyborcza (02.09), Москва подпитывает эскалацию военных действий в Донбассе, дискредитирует украинцев, обвиняя их в планировании терактов в Крыму, а также призывает западных лидеров отказаться от нормандского формата и вести переговоры без участия президента Украины Петра Порошенко.

Путин надеется, что Запад подтолкнет Киев к выполнению принятых им обязательств или, по меньшей мере, перестанет жестко увязывать минские соглашения с действием санкций, что станет первым шагом к их ограничению или отмене. Такая перспектива, как полагает издание, выглядит вполне вероятной, поскольку в Брюсселе все чаще заходят разговоры о том, что санкции расходятся с их конечной целью, и призывы прислушаться к мнению тех стран, которые выступают против ограничительных мер в отношении Москвы.

Как показал итог встреч Путина с западными лидерами в ходе саммита «Большой двадцатки», ему пока не удалось убедить иностранных партнеров в своей точке зрения на украинскую проблему, а значит, перспектива отмены антироссийских санкций вновь отдалилась, однако остался вопрос: каких шагов можно ожидать от Москвы дальше?— размышлял комментатор портала Wirtualna Polska (07.09).

С одной стороны, он не исключает, что Россия предпримет активные попытки дестабилизировать ситуацию в украинском государстве или даже привести его к «глубокому внутреннему кризису при помощи военной эскалации». С другой стороны, нападение на Украину перечеркнет надежды России на нормализацию отношений с Западом, а Путина — на возвращение в «лигу мировых лидеров», превратив его в «главного обвиняемого без права голоса».

Усомниться в вероятности военного сценария заставляет аналитика также то, что грядущие выборы в США и ряде стран ЕС могут изменить баланс пророссийских настроений на мировой арене. Тогда «поддержка для украинской трансформации ослабнет пропорционально росту симпатий к Москве и лично Путину, а новые компромиссы будут заключаться в ущерб интересам Киева». Сегодняшнюю российскую «игру военными мускулами» автор публикации предлагает счесть элементом политической стратегии Кремля, который, с одной стороны, стремится склонить Запад оказать давление на Киев, заставив тот «реализовать минские соглашения в верном духе», а с другой, — мобилизовать собственное население перед выборами в Думу.

Россия продолжит вести агрессивную политику в отношении Украины и не станет придерживаться каких-либо мирных договоренностей, предсказывает диссидент и писатель Владимир Буковский в интервью Fronda.pl (08.09). Запад совершил ошибку, заставив Киев подписать заведомо невыгодные для него минские соглашения, и тем самым предал Украину. А произошло это из-за того, что западные политики до сих пор не поняли менталитет советских и российских лидеров, которые не идут на компромиссы, а используют их, чтобы добиваться собственных целей, указывает собеседник портала.

Пользуясь слабостью Европы и НАТО, Путин старается  шантажировать их угрозой войны или создать у них впечатление, что без помощи Москвы они не смогут преодолеть важные международные проблемы. Однако это, как подчеркивает Буковский, иллюзия, которой живет Запад, продолжающий считать Россию нормальным государством, выполняющим свои обязательства. «Но она таковой не является: это государство КГБ, где исповедуют совсем не те ценности, что в западном мире. Верить в то, что говорит Россия, нельзя никогда».

Глава оборонного ведомства Польши Антоний Мачеревич (Antoni Macierewicz), фрагмент выступления которого на Экономическом форуме в польской Крынице цитирует Gazeta Wyborcza (07.09), подчеркивает, что долгосрочные планы Российской Федерации выступают главной угрозой для безопасности стран Восточно-Центральной Европы, а не агрессивные действия России против Украины как таковые. Владимир Путин еще в сентябре 2009 года заявил в одном из своих интервью, что на смену европейскому порядку, опирающемуся на отношения всего ЕС с Россией, должна придти схема, которая будет базироваться на отношениях Москвы с отдельными государствами, напоминает министр и заключает: «Путин, на мой взгляд, предсказуемый и обязательный человек. Он обычно делает то, что говорит. И если он сказал, что будет стремиться разрушить европейский уклад, он этим займется».