...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

среда, 7 сентября 2016 г.

Соловки как Россия в миниатюре «Обитель» Захара Прилепина. Фрагмент книги Галины Юзефович

Несколько лет назад я была членом жюри литературной премии «НОС» (ориентированной, как известно, на поддержку «новой словесности» и «новой социальности» в литературе). И вот тогда, глядя на лонг-лист и пытаясь различить в нем какую-то закономерность и тенденцию, мы с коллегами вдруг поняли, что самый актуальный тренд в современной прозе — это рефлексия прошлого. На дворе стоял 2012 год, и всем почему-то эта идея показалась ужасно смешной и нелепой («будущее русской литературы — это ее прошлое, ну надо же!»), однако прошло несколько лет, и стало понятно, что мы тогда были совершенно правы.
Книги, сильнее прочих будоражащие мысль и волнующие чувства сегодня, — это книги о прошлом, и в первую очередь книги, так или иначе интегрирующие, прорабатывающие травму ХХ века.
В этом ряду «Обитель» Захара Прилепина, конечно же, стоит под твердым номером один — и хронологически, и семантически. Большой и традиционный, на первый взгляд очень респектабельный, полнокровный, многолюдный и многоголосый роман о Соловках удивительным образом оказался одним из самых болевых и провокативных текстов, написанных за последние пару десятилетий. А мысли, в нем звучащие, до сих пор остаются подспудным лейтмотивом всех дальнейших дискуссий об, извините за пафос, судьбах России и ее перспективах.

Строго говоря, сюжета как такового в весьма динамичной и ничуть не скучной «Обители» нет — главный герой, молодой человек по имени Артем, попадает на Соловки за преступление, долгое время остающееся читателю не известным (именно эта интрига обеспечиваеть роману какую-никакую цельность и связность), и неожиданно для самого себя оказывается посреди эдакого макета России в миниатюре. Дальнейшее повествование — исследование, постижение и освоение Артемом этого нового, компактного и вместе с тем бесконечно разнообразного мира, органично включающего в себя пространство от еврея до архиерея, от классического чеховского интеллигента до блатного урки и от эстетствующего большевика-декадента до женщины-эмансипе. Для того, чтобы вместить в себя этот неимоверный новый опыт, Артему приходится трансформироваться самому, становясь под конец уже не живым человеком, но неким ходячим и разговаривающим конструктом, идеальным хранилищем для всех пороков (весьма многочисленных) и добродетелей (довольно скромных), присущих русскому — в самом широком смысле этого слова — обществу.




Пожалуй, предельная размытость образа Артема (когда герою не хватает валентностей для того, чтобы освоить очередной отсек соловецкого мира, Прилепин недрогнувшей рукой пририсовывает ему дополнительную руку, ухо или, допустим, хвост) могла бы считаться серьезным недостатком романа, однако всерьез критиковать за это «Обитель» глупо. Довольно быстро читатель понимает, что романная функция Артема — не в демонстрации способностей человека адаптироваться к поистине адским условиям (если верить Прилепину, способностей практически безграничных). Задача протагониста — выслушивать множество монологов, наблюдать и изредка катализировать множество человеческих конфликтов, штучных и уникальных, но при этом вполне типовых, возникающих в замкнутом мире Соловков, но максимально полно описывающих русский мир в целом.

Однако и демонстрация всего этого цветущего (и, надо сказать, весьма отталкивающего) многообразия не является для Прилепина сверхзадачей. Он пишет не очередную энциклопедию русской жизни, но (и вот это, на самом деле, становится понятно только к середине романа) историко-философский трактат, суть которого в максимально кратком изложении сводится к известной максиме «нет наказания без вины».
Все герои (и Артем — не исключение), как постепенно выясняется, так или иначе виновны — не всегда в тех прегрешениях, за которые угодили в лагерь, но людей, терпящих наказание безвинно, среди них нет. Более того, даже сама граница между тюремщиками и заключенными, между субъектами и объектами издевательств и пыток крайне размыта, и не только потому, что первые периодически перетекают в категорию вторых, но и потому, что все они представляют единую общность, спаянную едиными правилами и, как ни удивительно, единой системой ценностей. А поскольку Соловки изначально позиционируются как Россия в миниатюре, следующий логический шаг напрашивается сам собой: Соловки — и шире ГУЛАГ в целом — были не противоестественным актом насилия, не результатом злобного торжества одной (плохой) стороны конфликта над другой (хорошей), но, по сути дела, следствием некого порочного и страшного всеобщего консенсуса. Ну, или если посмотреть на дело с религиозной точки зрения, актом тотального искупления накопленного за много веков порока и греха. Таким образом, Прилепин одним ударом рушит оставшуюся нам в наследство от времен перестройки с гласностью концепцию, делившую общество сталинской эпохи на жертв и палачей, на светлых мучеников и мрачных исчадий. В прилепинской реальности нет хороших и безгрешных, а раз так, то любая мерзость оказывается дозволенной.




Можно и, более того, нужно спорить о нравственной состоятельности подобного видения мира (особенно в наше время, когда в худшем случае легитимизация, а в лучшем случае мягкое забвение ужасов сталинской эпохи становится de facto общественной нормой). Утверждение, согласно которому наказание всегда справедливо, а меру этого наказания определяет исключительно общий уровень озверения (или, напротив, гуманизации) общества, выглядит одновременно сомнительным логически и ущербным этически. Однако с одним из прилепинских тезисов трудно поспорить: попытки провести четкую границу между добром и злом применительно к прошлому мало того, что непродуктивны, так еще и чреваты новым витком насилия и отчуждения уже в настоящем, а принятие собственной истории — штука, конечно, необходимая, но при этом гораздо менее приятная и благостная, чем принято считать. Коротко говоря, всем любителям порассуждать о том, что бенефициары сегодняшнего режима — это «внуки стукачей и вертухаев», в то время как люди, ему противостоящие и от него страдающие, непременно ведут свой благородный род от жертв сталинского режима, есть повод задуматься над своими убеждениями. Евгеника — штука ложная и порочная, как ее ни разверни.  

Ссылки и статьи
_____________________________________

FAQ Прилепина на официальном сайте Биография: «По существу наиболее часто задаваемых вопросов Захар Прилепин хотел бы пояснить следующее: — Настоящая фамилия Прилепина — Прилепин, по рождению, по отцу, по паспорту.»
Колонка Захара Прилепина в журнале «Медведь». — Март 2010 № 3 (138): Здесь надо пояснить, что фамилия моя Прилепин. По паспорту, по рождению и по отцу моему, Николаю Семёновичу Прилепину. Когда-то, в бытность работы журналистом, я публиковался под разными псевдонимами, у меня их штук тринадцать было, самый известный — Евгений Лавлинский. Потом, когда я начал писать книги (я пишу книги про войну, про революцию и про любовь), все свои псевдонимы я напрочь позабыл и вернулся к родной фамилии. Тем не менее призрак Лавлинского иногда нагоняет меня по сей день.
Ольга Сидорова «Территория настоящего» Захара Прилепина // Поколение Р : газета.
Захар Прилепин — Биография
Андрей Дмитриев Захар Прилепин: Чечня - индикатор состояния российского общества // Спецназ России : газета. — 2004. — Июнь (№ 6 (93)).
Рудалёв А. Утренняя звезда // День литературы. 2008. № 1.
В. Е. Пустовая Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель О молодой «военной» прозе // Новый мир : журнал. — Москва, 2005. — Т. 05.
Андрей Рудалёв. Обыкновенная война. Проза о чеченской кампании // Дружба народов. — 2006. — Вып. 5.
100 людей современной России Смелые поступки, достижения, открытия и живая история 2014 года. Русский репортёр (30 октября 2014).
Наталья Галимова. Равнение на Прилепина и Доктора Лизу. Эксперты отобрали новый топ-10 лидеров — перспективных политиков. Газета.ру (17 ноября 2014).
Активисты Народного фронта стали лидерами роста в рейтинге политиков, РБК (28.04.2015).
Самой популярной книгой в библиотеках Москвы стал роман Прилепина. Газета.Ru. Проверено 22 декабря 2015.
Ъ-Справочник
Путин должен уйти? // «Собеседник», 16 марта 2010
Ад и прогрессивные тенденции в нем / Проблемное поле / Главная — Русский журнал
К читателю
Лёд 9 & Захар Прилепин — Котята два
Elefunk — «Времена года»
Мне тоже смешно - Захар Прилепин о фарисействе «прогрессивной общественности» и грусти постмодернистов. svpressa.ru. Проверено 22 декабря 2015.
Захар Прилепин как зеркало путинского фашизма. www.kasparov.ru. Проверено 22 декабря 2015.
Восьмёрка. Бесконечный анекдот с летальным исходом. Вечерняя Москва (7 мая 2014). Проверено 31 августа 2014.
Бесконечная надежда «Восьмёрки» // «Радио: Голос России», 18.01.2013.
«Памятник Мариенгофу станет украшением нашего города»
Пензе открыли доску Анатолию Мариенгофу. tv-penza.ru.Проверено 30 марта 2016.
Мемориальную доску Мариенгофу торжественно открыли в Нижнем Новгороде — Время Н: Новости Нижнего Новгорода и Нижегородской области. www.vremyan.ru. Проверено 30 марта 2016.
Настоящий киевский рок-н-ролл // svpressa.ru
Денис Арапов. Военная проза. Специальный репортаж Дениса Арапова. Россия 24 (27 сентября 2014).
Захар Прилепин из Новороссии: здесь бродячие псы, «мирные» бомбежки и чеченцы в аэропорту // КП
Иван Чернов. «За три дня три миллиона рублей» Писатель Захар Прилепин рассказал о сборе гуманитарной помощи для Донбасса, Деловая газета «Взгляд» (23 октября 2014).
Константин Сёмин. На полпути к Счастью. Вести недели (2 ноября 2014).
Илья Шамазов. Захар Прилепин в Новороссии (13 ноября 2014).
Александр Скляр дал концерт в Луганске, Информационное агентство «Новороссия» (29 октября 2014).
Захар Прилепин привез адресную помощь жителям Донбасса, LifeNews (06.03.2015).
Документальный проект «Не чужая смута» 2015 ( трейлер ).
Захар Прилепин и «360 Подмосковье» запускают акцию «Помоги Донбассу» (27.03.2015).
Захар Прилепин и «360 Подмосковье» отправились на Донбасс с гуманитарным конвоем (06.04.2015).
Гуманитарную помощь от "Помоги Донбассу" прибыла в Семейкино, Телеканал 360 (10.04.2015).
Валерий Айрапетян. Гуманитарный конвой. Свободная пресса (23.04.2015).
Пикник Захара Прилепина пройдет в Новом Иерусалиме < Группа Быстрого Реагирования. genefis-gbr.ru. Проверено 30 марта 2016.
Калмыков В. 50 самых ярких дебютов в прозе начала третьего тысячелетия // Литературная Россия. 25 марта 2005
Равиль Нургалеев. В университете обсудили современную военную прозу // Официальный сайт Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — 18 февраля 2015.
Книгой десятилетия признан «Грех» З. Прилепина
Книгой десятилетия признан «Грех» З. Прилепина (фото)
Вышла из печати новая книга Захара Прилепина «Семь жизней» — Литература — Культура ВРН. culturavrn.ru.Проверено 30 марта 2016.
Времена года. Thankyou.ru.
Андрей Бухарин. Захар Прилепин & Элефанк — «Переворот». Rolling Stone (09.08.2013).
Андрей Коробов-Латынцев. Ричард Пейсмейкер / Захар Прилепин - "Патологии". Завтра (12.03.2014).
Никита Зеро. Захар Прилепин & Элефанк — «Охотник».Rolling Stone.
Эстонский фильм «Белый квадрат» стал лучшим на фестивале в Твери
Прилепин не ожидал, что его роман получит премию «Супер нацбест»
Театр «Предел» представил моноспектакль по мотивам рассказа Захара Прилепина «Колёса» (07.04.2015).
«Ты чё такой похнюпый?» — театр в Воронеже — расписание на Яндекс.Афише. afisha.yandex.ru. Проверено 30 марта 2016.
http://sijeko.ru : turbina, lasfin, forshortmrmeth, maximal.Приговорённый к счастью — Управление культуры. www.belkult.ru. Проверено 30 марта 2016.
Прилепин не ожидал, что его роман получит премию «Супер нацбест»
Русский Букер десятилетия присуждён посмертно (рус.).Проверено 2 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.
Роман Захара Прилепина стал лучшей прозой года.
Анастасия Скорондаева. Стали известны лауреаты Книжной премии Рунета, Российская газета (13 ноября 2014).
Премию «Большая книга» получил роман Захара Прилепина «Обитель». Русская планета (25 ноября 2014). Проверено 25 ноября 2014.
Объявлен победитель "Русского Букера" (05.12.2014).
Определены 11 лауреатов ежегодной нижегородской региональной премии "Пробуждение - 2014" (18.12.2014).
Писателя Захара Прилепина наградят премией в Кирове.
Рязанскую премию Есенина присудили Захару Прилепину и Сергею Никоненко. RZN.info. Проверено 10 октября 2015.
Интервью Владимиру Познеру в программе «Познер» от 23.12. 2012
Владимир Бондаренко. Иди и воюй // «Завтра», 22 декабря 2004.
Марк Захаров: Захар Прилепин — выдающийся прозаик современной литературы // «Собеседник», № 4, 04 февраля 2012.
Павел Басинский. ВВЦ в переплёте // Российская газета, 04.09.2008.
Эммануэль Каррер о Лимонове // RFI, 19 ноября 2011.
Прилепин, Захар // Lenta.ru
Дискуссия в прессе: Банкир Авен против писателя Захара Прилепина
Он брат твой, Авен // Грани. Ру
Заседание литературного клуба «Зелёная лампа» на тему «Захар Прилепин — писатель, которого ждали»
Ежедневный Журнал: Дебютант. Проверено 23 января 2013.Архивировано из первоисточника 5 февраля 2013.
Радио ЭХО Москвы :: О писателе Прилепине / Комментарии.Проверено 23 января 2013. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2013.

Комментариев нет:

Отправить комментарий