...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

понедельник, 5 сентября 2011 г.

Вечная перестройка - Крестовоздвиженский казачий собор в Петербурге



Крестовоздвиженский собор. 
Построенный в 1853 году, как и весь комплекс духовных зданий вокруг него, имеет длинную историю, ведущую свое начало от первых лет существования Санкт-Петербурга.

Интенсивно заселявший новую столицу Петр I поселил по берегу реки Лигово ямщиков, по их прошению и была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи. В 1723 году была построена и деревянная ярусная колокольня. Для нее с пушечного двора были взяты четыре колокола весом 19 пудов.
Эти колокола были из тех, что при Петре Великом привозились из монастырей для литья из них пушек.
В 1730 году церковь сгорела. К тому времени рядом с ней уже успело образоваться кладбище для жителей Московской стороны, которое было основано по указу Петра I, поэтому храм был насущно необходим. Проблему решили оперативно - на Охтинских заводах купили старую деревянную церковь и за два месяца перевезли ее и собрали на новом месте.
В церковь приходили не только ямщики, но и новые жители района. Среди них самыми многочисленными жителями окрестностей Лиговского канала к середине XVIII века стали казаки.
За ветхостью и малостью старой в 1740г. была построена и освящена «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается» - новая каменная церковь.
С постройкой нового здания кладбище было упразднено. На его месте возник Предтеченский сад.


Однако каменный храм оказался холодным. И в 1764 году прихожане подали прошение о построении еще одного теплого храма "подле оной церкви на порожнем месте" - будущая церквь во имя Тихвинския Пресвятыя Богородицы.
В 1804 году архитектор Постников сделал проект 60-метровой надвратной колокольни, построенной в 1810г.
К концу 1830 годов обе церкви - Крестовоздвиженская и Тихвинская - сильно обветшали и требовали капитального ремонта. Подсчитав, «чего бы стоило исправление обеих церквей», прихожане решили вместо ремонта выстроить одну новую. Однако, денег на такой радикальный проект (храм напоминал Исаакиевский собор) не хватало. Было произведено освидетельствование церкви, обнаружившее прочность конструкций и в апреле 1848 года начато строительство нового (дошедшего да наших пор) пятиглавого храма в стиле барокко.
Автором проекта стал архитектор Егор Иванович Диммерт, выпускник Академии художеств, ученик Стасова. Зодчий не дожил до окончания строительства храма. Крестовоздвиженский собор был достроен уже после его смерти, к 1853 году.
В июле 1932 года все церкви ансамбля были закрыты. В 1939-1941 годах в них разместились реставрационные мастерские.
В 1991 году храмы были возвращены церкви. Крестовоздвиженский собор вновь стал приходским Казачьим храмом.