...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2019/04/12

Исламский экстремизм и иудейский гегемонизм, или отечественная война Палестины и Израиля

В связи с признанием США Голанских высот за Израилем, а также переносом его столицы в Иерусалим, стоит вспомнить историю вопроса непрекращающихся войн вновь образованного и восстановленного еврейского государства и подвинутых им арабских стран. Мастер Каморки

Семьдесят лет войны: почему палестинцы и Израиль не могут заключить мир? Сейчас решение палестинской проблемы выглядит не ближе, чем в 1948-м. Именно тогда было провозглашено государство Израиль и немедленно грянула первая арабо-израильская война.
Насилие, которое за 70 лет унесло жизни десятков тысяч людей, может идти на спад или вспыхивать с новой силой, но полностью не останавливается никогда.
Палестинские боевики бьют ракетами из сектора Газа по израильским городам...
ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) убивает протестующих — все это происходит прямо сейчас, хотя официально боевые действия не ведутся. Дипломаты из США, России, ООН привычно выражают озабоченность и проводят консультации, но затишье в конфликте между Израилем и палестинцами — всегда затишье перед бурей. Почему они настолько ненавидят друг друга? Почему всему миру не удается найти вариант разрешения конфликта, который устроил бы всех? Почему вообще два народа так яро спорят из-за выжженной солнцем земли площадью примерно 25 тыс. кв. км.? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо хотя бы вкратце, насколько это возможно, ознакомиться с историей конфликта.

Народ без земли

Семьдесят лет войны: почему палестинцы и Израиль не могут заключить мир?Еврейские царства Палестины рухнули под ударами Римской империи в I веке н.э.: с тех пор эта территория сменила множество хозяев. Но для рассеянных по европейским странам евреев историческая родина всегда оставалась священной, потерянным раем, куда, согласно Писанию, они должны вернуться. Одна из иудейских молитв веками заканчивалась рефреном: «В будущем году — в Иерусалиме!». Герцль решил: больше так продолжаться не может, евреям необходимо собственное государство, где они перестанут быть гонимым меньшинством. В 1896 г. он написал брошюру «Еврейское государство», где призвал мировое сообщество помочь еврейскому народу обрести свою страну — желательно в Палестине. Через год он создает Всемирную сионистскую организацию (ВСО). Сионизм — идеология возвращения евреев на историческую родину и создания там государства.Впрочем, переселение европейских евреев в Палестину в конце XIX века началось не из-за религиозных текстов. Теодор Герцль (1860 — 1904), еврей из Австро-Венгрии, известный журналист и первый провозвестник создания еврейского государства, помнил , как во время скандального «дела Дрейфуса» (суд над евреем — офицером французской армии, ложно обвиненным в предательстве) сотни французов скандировали: «Смерть евреям!». В России и Восточной Европе устраивали еврейские погромы , в Германии и Австрии — писали антисемитские трактаты . Юдофобия в Европе оставалась постоянной угрозой. Медленно, но верно эмиграция евреев в Палестину растет: им оказывают поддержку богатые дома европейских евреев (Ротшильды, Монтеофиори), вместе с тысячами бедных энтузиастов они собирают деньги на покупку земель.

Холодный прием в жаркой стране

В середине XIX века в Палестине жило примерно 400 000 человек, из них всего 6 000 евреев, большинство составляли арабы-сунниты. Палестина была бедной провинцией Османской империи, земля здесь принадлежала в основном крупным арабским феодалам, которые сдавали ее в аренду крестьянам-феллахам. Именно у феодалов фонды ВСО (Всемирная сионистская организация) и покупала территорию, после чего продавец и покупатель ставили крестьян перед фактом: вы здесь больше не живете. По сути, переселенцы лишали феллахов дома и работы, что вызывало возмущение. Главная причина конфликта родилась уже тогда: все, что появилось потом, включая войны, насилие и территориальные споры, было следствием этого принципиального разногласия. — Для евреев, переселявшихся в Палестину — Землю Израильскую (Эрец-Исраэль), их эмиграция была возвращением домой, обретением национального очага после сотен лет унижений и притеснений. При этом они старались делать все законно, с соблюдением правовых норм того времени; — Для арабов, веками живших на этой территории, эмиграция евреев была вторжением непрошеных гостей с сомнительными правами. Как если бы в ваш дом явились незнакомцы и заявили, что их предки жили здесь при Рюрике, поэтому теперь это и их дом. Аргументация и тех, и других, вполне понятна и, по большому счету, остается неизменной и сейчас. Для израильтян их страна — священный очаг, оплот и осажденная крепость. Для арабов — «сионистское образование» (наиболее радикально настроенные даже отказываются использовать слово «Израиль»), опухоль на теле мира и режим апартеида, где систематически нарушаются права арабского населения.

Английские обещания

Семьдесят лет войны: почему палестинцы и Израиль не могут заключить мир?По итогам Первой мировой войны Османская империя распалась. Лига Наций, (международная организация, существовавшая между мировыми войнами, «бета-версия» ООН) определила, что временный контроль над Палестиной получит Великобритания: ее администрация поможет решить конфликты и подготовит страну (или две) к получению независимости. Политика англичан провалилась полностью — возможно, из-за того, что начали они с раздачи взаимоисключающих обещаний. 1) Еще во время Первой мировой войны они пообещали арабскому шерифу Мекки Хусейну ибн Али, что, если он поднимет восстание против Османской империи и Антанта выиграет войну, его сделают королем всех арабских земель, включая Палестину (соглашение МакМагон — Хусейн). Хусейн выполнил свою часть сделки, англичане же впоследствии заявили, что статуса официального договора соглашение не имело. 2) В 1917 г. министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур написал письмо лорду Ротшильду, представителю еврейской общины страны, где заверил, что «правительство Его Величества сделает все… для создания в Палестине национального очага для еврейского народа» (декларация Бальфура). По сути, это означало обещание помощи в создании государства — однако делать реальные шаги в этом направлении англичане не спешили. Такое лицемерие вызывало гнев и протесты против английской политики как у евреев, так и у арабов. Это было, пожалуй, единственное, что объединяло два народа, которые не любили друг друга все больше и больше, по мере того, как росла эмиграция евреев в Палестину и, соответственно, учащались бытовые конфликты (иногда — вооруженные) между еврейскими поселенцами и арабскими крестьянами. Британский губернатор писал, что не может выносить бесконечных взаимных претензий евреев и арабов: «Два часа арабских жалоб толкают меня в синагогу, а после интенсивного курса сионистской пропаганды я готов принять ислам». Из-за напряженной обстановки в Европе между мировыми войнами эмиграция росла достаточно быстро. Ишув (еврейская община в Палестине) к концу 1930-х разросся до 400 000 человек; в нем появились политические партии, собственные вооруженные организации, существовавшие на нелегальном положении. Арабов было около миллиона, и у них тоже работали военизированные формирования.

За войной — война

В 1939 г., под давлением арабской знати, англичане жестко ограничили эмиграцию евреев в Палестине. Даже корабли спасавшихся от Гитлера разворачивали и отправляли назад в Европу, иногда— на смерть. В ответ боевые организации ишува развернули против англичан партизанскую войну, сделав, впрочем, большую паузу на Вторую мировую — Гитлер был общим страшным врагом, и против него евреи сражались вместе с англичанами. После победы над Гитлером сионисты обрушились на британскую администрацию с новой силой: так, в 1946 г. боевики организации ЭЦЕЛЬ взорвали отель «Царь Давид», где располагалась штаб-квартира администрации — погиб 91 человек. Жесткое давление возымело эффект: в феврале 1947 г. англичане передали палестинский вопрос в ведение недавно созданной ООН.

Два государства для двух народов

Ишув был согласен на такой план, арабы же и слышать о нем не хотели. «Палестина будет охвачена огнем и кровью, если хоть какую-либо ее часть получат евреи», — пообещалпредставитель Высшего арабского комитета. И все же ООН приняла решение: создание еврейского государства поддержали США и СССР, две ключевых политических силы послевоенного времени. К тому же, после ужасов Холокоста отказать евреям в создании национального очага было невозможно. Резолюция о разделе Палестины была принята 29 ноября 1947 г.ООН рассудила, что о едином государстве для евреев и арабов не может идти речи — сразу начнется резня. Было принято решение разделить территорию британского мандата на два государства: еврейское (площадью 14,1 тыс. кв.км.) и арабское (11,1 тыс. кв.км.), соответствовавшие местам с еврейским и арабским большинством населения. Иерусалим, священный город трех религий, объявлялся международной зоной.

Война за независимость / Катастрофа

Семьдесят лет войны: почему палестинцы и Израиль не могут заключить мир?Сразу после провозглашения Давидом Бен-Гурионом независимости Государства Израиль 14 мая 1948 г., арабские соседи Израиля: Египет, Сирия, Трансиордания, Ливан, Ирак и другие — начали вторжение на его территорию. Настрой был бескомпромиссным: Палестина должна быть арабской, евреи могут убираться куда угодно, или быть сброшенными в море. У арабов ничего не вышло. К июлю 1949 г. Израиль отбил все атаки и разгромил вторгнувшиеся армии, не только отстояв свою территорию, но и захватив 1300 кв.км. сверх предназначенного ему по плану ООН. Остальную территорию, предназначенную для создания арабского государства в Палестине, взяли под контроль Египет (сектор Газа) и Иордания (Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим). Еще до фактического начала войны арабы начали массово бежать с территории, предназначенной для создания еврейского государства: общее число беженцев, по оценкам ООН, составило 750 000. О причинах исхода спорят до сих пор. Про-израильские историки настаивают, что уходили арабы добровольно, премьер-министр Израиля Голда Меир вспоминает, как она лично умоляла арабов Хайфы остаться. Согласно другой точке зрения, вооруженные организации Израиля вытесняли арабов намеренно — прямым насилием или угрозамиВойна 1947-1949 гг. вошла в историю Израиля как Война за независимость, но арабы называют ее Накба — Катастрофа. Дело не только в военном поражении: именно после этой войны началась трагедия палестинского народа.

Трудноразрешимая проблема №1: палестинские беженцы

По резолюции ООН, Израиль должен разрешить арабским беженцам вернуться домой или компенсировать потерю имущества. Израиль, однако, отказывается это делать и вряд ли согласится в обозримом будущем. По правилам ООН, беженцами считаются также прямые потомки арабов, покинувших Палестину в 1947-1949 гг. (а также в 1967 г.), соответственно, их число составляет уже около 5 млн. человек. Для израильских политиков, даже самых либеральных, недопустима сама мысль о переселении такого числа арабов в их государство. Арабы же требуют именно права на возвращение в Израиль, а не на палестинские территории. В Израиле сейчас живет примерно 6,5 млн. евреев и 1,5 млн. арабов: учитывая демографию, такой трансфер превратил бы страну в как минимум наполовину арабскую. Поскольку Израиль всегда позиционировал себя как национальный очаг еврейского народа, это невозможно. Со своей стороны, палестинцы настаивают на своем праве на репатриацию: за десятки лет беженцы и их потомки сталкивались с таким количеством насилия (в Иордании, Ливане, Сирии, других странах), что, по мнению их лидеров, заслуживают возвращения домой, или компенсации. Израиль не собирается обеспечивать ни то, ни другое, настаивая, что такие требования фактически невыполнимы.

Повторение ошибок

Между двумя арабскими войнами прошло почти двадцать лет. Израиль за это время принимал все новых репатриантов и укреплял государственность. Во многих арабских странах сменилась власть: ушли старые, пробританские или профранцузские режимы, пришли молодые националисты, зачастую левые и пользовавшиеся поддержкой СССР — к примеру, Гамаль Абдель Насер (1918 – 1970), президент Египта. Впрочем, новые лидеры арабских стран были настроены так же антиизраильски, как старые. «Форпост империализма — Израиль — будет сброшен в море», — обещал Насер. В 1967 г. Египет и Сирия сосредоточили большие войска на границах с Израилем. В еврейском государстве это сочли приготовлением к атаке и 5 июня нанесли упреждающий удар. Уничтожив за шесть дней ВВС арабской коалиции, Израиль наголову разбил противника за шесть дней — эти события вошли в историю как Шестидневная война. Западный берег реки Иордан, с 1949 г. принадлежавший Иордании, сектор Газа и Синайский полуостров, находившиеся под контролем Египта, сирийские Голанские высоты — все это по итогам войны отошло Израилю. Оказался под его контролем и Восточный Иерусалим.

Трудноразрешимая проблема №2: статус Иерусалима

Семьдесят лет войны: почему палестинцы и Израиль не могут заключить мир?Во всех переговорах между Израилем и палестинцами статус города, исторически крайне важного как для мусульман (по-арабски его называют Аль-Кудс — «священный»), так и для иудеев, остается камнем преткновения. Израиль в 1980 г. провозгласил Иерусалим своей единой и неделимой столицей, ООН призываетмировое сообщество считать такое решение незаконным. Решение президента США Дональда Трампа перенести американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим в 2017 г. спровоцировало массовые протесты и гибель нескольких десятков человек. Как правило, во время переговоров с Израилем о потенциальном разрешении конфликта, палестинская сторона настаивает на возвращении к границам «до 1967 г.», с признанием Западного берега реки Иордан и сектора Газа территорией палестинского государства. Как показали переговоры 2000 г., такое предложение могло бы устроить Израиль. Проблема в том, что до 1967 г. Иерусалим не был полностью израильским. Предоставить палестинцам права даже на половину священного города Израиль отказывается, в том числе, и по соображениям безопасности: из Восточного Иерусалима прекрасно простреливается, например, международный аэропорт. В условиях, когда палестинское руководство сложно назвать политически стабильным, Израиль считает, что передать ему контроль над Восточным Иерусалимом невозможно — не говоря уже об имиджевых потерях. Шестидневную войну 1967 г. арабы по аналогии с Катастрофой-Накбой называют Накса — Повторение. Поражение на этот раз было еще более бесславным, и сотням тысяч палестинских арабов вновь пришлось бежать из своих домов. Потери Израиля составили менее 800 человек, в то время как арабские страны потеряли около 15 000 своих солдат. Израиль втрое увеличил свою территорию по сравнению с довоенным периодом. Приходило понимание, что «сбросить в море» Израиль не получится.

Арабо-израильский конфликт — не равно арабо-палестинский

Важно не путать палестино-израильский конфликт с более широким арабо-израильским — после Шестидневной войны и особенно смерти Насера, объединявшего арабский мир, чем дальше, тем больше все участники прежде единого антиизраильского фронта (Египет, Иордания, Сирия) действовали, преследуя только собственные интересы. Прагматизм прятали и продолжают прятать под громкими и постоянными заявлениями об «арабском единстве» и «поддержке палестинских братьев», но на самом деле судьба палестинцев волнует в лучшем случае их самих.
Так, например, после создания Организации освобождения Палестины (ООП) в 1964 г., ощутимо напрягся король Иордании Хусейн (1935-1999): палестинские боевики-федаины устраивали партизанские атаки на пограничные форпосты Израиля с территории Иордании и ЦАХАЛ не стеснялся устраивать ответные карательные акции.
Долго так продолжаться не могло. «Мы все федаины!», — восклицал Хусейн после удачной атаки палестинцев в 1968 г., а уже через два года, после угроз лидера ООП Ясира Арафата захватить власть в стране, где палестинцев было уже больше, чем иорданцев, выгнал все вооруженные организации палестинцев в Ливан. При этом было убито 3400 палестинцев.
Еще более резкий политический кульбит совершил Анвар Садат, президент Египта (1918-1981). Проиграв очередную арабо-израильскую войну в 1973 г. (Октябрьская война или война Судного дня в еврейской традиции), Садат пошел на переговоры о мире с Израилем. По одной из версий, саму войну он начал только для того, чтобы обеспечить себе стартовую позицию для переговоров.
В 1979 г. при посредничестве президента США Джимми Картера мир был подписан и дипотношения установлены. Так Садат нарушил принцип единства арабского мира в непризнании Израиля и вызвал огромное возмущение среди арабов (в 1981 г. его убили), зато вернул Египту Синайский полуостров и сменил политическую ориентацию Египта на проамериканскую, получив статус одного из ключевых союзников США вне НАТО. Более слабая Иордания не могла пойти на такой демарш, оглядываясь на позицию арабского мира, но в итоге тоже подписала с Израилем мирный договор и установила дипломатические отношения — пусть и много позже, в 1994 г. Нельзя сказать, что сейчас Египет и Иордания дружат с Израилем (для этого «сионистское образование» слишком ненавидит их население), но ситуация «холодного мира» устраивает политиков всех трех стран. Единство с палестинцами — это прекрасно, но свои интересы дороже.

Теракты, протесты, переговоры

Долгие годы ООП вела себя как террористическая организация, признававшая любые методы борьбы против Израиля: убийство гражданских лиц, угоны самолетов, захват заложников. Наиболее запомнившийся теракт ООП — убийство еврейских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 г. В тренировочных лагерях ООП в Ливане «стажировались» террористы из Европы и Японии. Кроме того, в 1970-е Ясир Арафат и его соратники практически развалили Ливан: контролируя южную часть страны, они выступили одной из сторон в затяжной и очень запутанной гражданской войне, где также успели поучаствовать Израиль, Сирия и международный контингент ООН. Всего в Ливанской войне погибло 144 000 человек. Сам Арафат, впрочем, всегда открещивался от наиболее одиозных деяний ООП, заявляя, что совершавшие их боевики покинули Организацию, и старался вести себя как респектабельный политик. В 1988 г. он, выступая в ООН, заявил , что ООП отныне признает существование Израиля и осудил «терроризм в любых формах, включая государственный терроризм». По сути, это было предложение прямых переговоров.
Израиль к тому времени был измотан интифадой — масштабной гражданской акцией неповиновения палестинцев, живущих на территориях, подконтрольных Израилю. Недовольные политикой Израиля и нарушением их прав, жители Западного берега Иордана и сектора Газа нападали на полицейских и солдат, бросали камни и палки. Местами интифада была больше похожа на войну — за 1987-1993 гг. погибло больше 100 израильтян и больше 2000 палестинских арабов. Ицхак Рабин (1922-1995), премьер-министр Израиля, понимал, что без переговоров с ООП как наиболее прямым представителем интересов палестинского народа мир в Израиле никогда не наступит. «Я бы хотел, чтобы Газа просто утонула в море, но такое не случится, — мрачно шутил он в личных беседах, — Поэтому нам нужно найти решение».

Успехи и провалы

При посредничестве президента США Клинтона Ицхак Рабин и Ясир Арафат запустили процесс Осло — серию встреч в норвежской столице, где обсуждали варианты возможного решения палестинской проблемы. В результате в 1993-1995 гг. получилось достичь промежуточного соглашения. Была создана Палестинская национальная администрация (ПНА), фактически правительство Палестины, сектор Газа и небольшая часть Западного берега отходили под ее административный контроль. При этом Израиль все равно контролировал границы ПНА, о независимости речи пока не было — она должна была стать предметом следующего этапа переговоров. Стремление к миру в ближневосточном конфликте часто обходится дорого. В 1995 г. Ицхака Рабина, премьера, подписавшего мир с Иорданией и открывшего дорогу к миру с палестинцами, застрелил правый радикал Игаль Амир, «защищая народ Израиля от соглашений в Осло».

Трудноразрешимая проблема №3: еврейские поселения на Западном берегу

Как и Игаль Амир, многие правые израильтяне категорически против ухода Израиля с Западного берега реки Иордан, без которого не обойтись в случае создания палестинского государства. Дело в том, что после 1967 г. Израиль сначала стихийно, а потом организованно строил поселения на этих территориях, вообще-то предназначенных ООН для создания арабского государства — но для религиозной части израильтян это Иудея и Самария, священные земли, которые провидение вернуло евреям, и, значит, они должны оставаться у них. Сейчас на Западном берегу располагаются 120 поселений, чье строительство было одобрено, и еще примерно 100 построенных незаконно даже с точки зрения израильского правительства. Палестинцы, разумеется, считают незаконными все эти поселения — их жители часто становятся жертвами терактов и атак. Но, как правило, это религиозные ортодоксы, считающие своим долгом жить на фронтире, возвращая тем самым священную землю в лоно Израиля. Строительство только расширяется, что не способствует спокойствию палестинцев и делает все более сложной перспективу возвращения Западного берега палестинцам — поселенцы просто откажутся покидать свои дома.

Неудачный саммит в Кемп-Дэвиде

Несмотря на гибель Рабина, мирный процесс продолжился. Его апогеем должен был стать саммит 2000 г. в Кемп-Дэвиде (США), где Арафат и новый израильский премьер-министр Эхуд Барак при посредничестве Билла Клинтона могли подписать договор о создании полноценного палестинского государства. Но этого не случилось. Арафату не предложили восстановления суверенитета над Восточным Иерусалимом и репатриации всех палестинских беженцев, также не было принято его требование о полной эвакуации израильских войск с территории будущего палестинского государства. В итоге договор подписан не был. Эхуд Барак обвинил Ясира Арафата в том, что его позиция помешала, наконец, заключить мир. Билл Клинтон разделил эту позицию. Когда Арафат в беседе назвал его «великим человеком», Клинтон ответил: «Я не великий человек, я неудачник, и им сделали меня вы» (он вложил много усилий в разрешение палестино-израильского конфликта, но в итоге потерпел поражение). Арафат, со своей стороны, заявил, что Барак и Клинтон вынудили его приехать на «саммит ради саммита», хотя предварительная подготовка показала, что стороны не готовы к переговорам. Сразу после саммита началась вторая интифада, длившаяся пять лет. В 2004 г. Арафат умер. Клинтон уже давно не президент США, а Барак — не премьер-министр Израиля. С 2000 г. перспектива достижения мира между Израилем и палестинцами не разу не была так близка, как в Кемп-Дэвиде. Более того, она только отдалялась.

Деградация

Шутку погибшего Рабина «хотел бы я, чтобы Газа утонула в море» в облегченном виде попытался воплотить в жизнь премьер-министр Ариэль Шарон. В рамках плана «одностороннего размежевания» в 2005 г. Шарон предоставил сектор Газа собственной судьбе: вывел оттуда все войска и ликвидировал поселения. В итоге в Газе быстро пришли к власти исламисты ХАМАС, оттеснив более умеренных представителей ПНА, и принялись обстреливать Израиль ракетами, в ответ Израиль ввел экономическую блокаду сектора. Шаг Шарона был признан неудачным — теперь перенаселенная, голодная, контролируемая исламистами Газа сильнее, чем когда-либо, является для Израиля источником нестабильности: уже трижды (в 2008, 2012 и 2014 гг.) Израиль проводил военные операции по зачистке сектора. К тому же, сложившееся двоевластие в рядах палестинцев: Газой правит ХАМАС, Западным берегом — ПНА, которые даже воевали друг с другом — не способствует упрощению переговоров о мире. Среди палестинцев становятся все популярнее бескомпромиссные исламисты из ХАМАС, в Израиле же с 2009 г. у власти находится правое правительство Биньямина Нетаньяху, которое проводит жесткую политику по отношению к палестинцам и расширяет строительство поселений.
С учетом однозначно произраильской политики администрации Дональда Трампа, у Нетаньяху нет сдерживающих факторов: его поддерживает ключевой союзник Израиля. К тому же мировому сообществу сейчас не до палестинцев. На повестке дня стоят более свежие и острые конфликты: война в Сирии, конфликт на востоке Украины, северокорейская ядерная программа. Очевидно, что в Израиле и на палестинских территориях будут еще долго звучать взрывы и литься кровь. Решать палестинскую проблему сейчас просто некому.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Отец Андрей Ткачёв о Владимире Путине - божий человек на своем месте

...Без раболепства и чинопоклонства. Здравый и трезвый поп о государе и текущем моменте.    Мастер Каморки