...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2018/11/28

1999. Яйца Михалкова. НБП

А кция двух активистов НБП -  Дмитрия Бахура и Егора Горшкова против известного кинорежиссера, главы Союза кинематорафистов РФ Никиты Михалкова.
Во время мастер-класса Михалкова в Доме кино в Москве 10 марта 1999 нацболы бросили в него по одному свежему сырому яйцу. В результате были избиты охранниками Михалкова, а сам режиссер дал с размаха ногой по лицу Бахуру, которого охранники держали с заломленными руками. Бахур просидел до суда в СИЗО 4 месяца и вышел из заключения с туберкулезом. Горшков провел в СИЗО  месяц. Суд приговорил нацболов к 2,5 года лишения свободы, тут же освободив по амнистии. В возбуждении дела против Михалкова нацболам было отказано. 
Это было первое уголовное дело, заведенное против активистов НБП.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН
В январе 1999 в Казахстане выбирали президента. Безусловным лидером избирательной гонки был действующий президент Нурсултан Назарбаев, известный своей националистической политикой и жестким выдавливаением из страны русскоговорящих граждан, составляющих в Казахстане большинство населения. Несмотря на это, Кремль, по экономическим причинам, Назарбаева поддерживал.
Накануне выборов в Алма-Ату отправилась именитая "группа поддержки", в составе которой был и Никита Михалков. "В подарок президенту Назарбаеву" он именно в Алма-Ате (а не в Москве)  устроил   за два дня до выборов первый (закрытый) просмотр своего "Сибирского цирюльника", "самого дорогого фильма в европейском кинематографе". Михалков сыграл в нем роль императора Александра III. Показ "Цирюльника" дал еще один информационный повод для славословий в адрес Назарбаева в крупной российской и казахской прессы накануне выборов. 20 февраля 1999 мировая премьера фильма прошла в Кремлевском дворце съездов в Москве

СЮЖЕТ
20 февраля 1999 с утра нацболы разбрасывали листовки у входа во Дворец съездов. В них говорилось: "На выборах президента Казахстана режиссер Никита Михалков выступил с поддержкой мучителя русских, кровавого тирана Назарбаева. Руки Михалкова в русской крови от рукопожатий дружка-палача!.. Бойкотируйте фильмы Михалкова. Плюнем ему в рожу, раз Уголовный Кодекс не позволяет дать по морде!.."(текст листовки цитируется по крайне ненадежному источнику - книге Ильи Стогоffа "Революция сейчас!" - ЗИ)
Как рассказывает Лимонов, в тот же день около 14:00 дежурный по помещению штаба НБП обнаружил на лестнице у дверей коробку, в которой находилось 15–20 бутылок с зажигательной смесью. Он немедленно сдал эту коробку в 107-е отделение милиции, находящееся в том же здании. В 15:45 в помещение партии ворвалась группа вооруженных людей, представившихся сотрудниками Московского уголовного розыска. Сославшись на телефонный звонок по номеру 02 с сообщением о том, что в помещении партии находятся вооруженные люди, они задержали и доставили в 107-е отделение милиции нескольких членов партии, не предъявив санкции прокурора, провели в помещении обыск, в ходе которого были изъяты партийная документация, листовки и личные вещи членов партии. Когда в сопровождении адвоката С.В.Беляка я прибыл к помещению партии, оно было опечатано пожарным инспектором по формальным и оспоримым основаниям. Пожарного вызвала милиция. Возле помещения находилась группа журналистов, в числе которых были съемочные группы телекомпании НТВ и программы «Дежурная часть», которые были приглашены, по их собственному признанию, сотрудниками органов внутренних дел. (Характерно, что ни один из репортажей, в том числе интервью с членами партии и мной лично, которые были взяты указанными представителями СМИ, не были показаны по телевидению, по всей видимости, ввиду провала провокации.)" Лимонов немедленно сделал заявление для прессы, в котором расценивал произошедшее как спланированную провокацию и государственный бандитизм.Ни одно СМИ этого заявления не опубликовало.

10 марта 1999 двое нацболов - Дмитрий Бахур и Егор Горшков - присутствовали на мастер-классе Никиты Михалкова в московском Доме кино. После того, как Никита заявил, что ему пора уже ставить в России памятник, молодые люди бросили в режиссера по одному свежему сырому яйцу. Яйца, разбившись, растеклись по одежде докладчика. Юноши тут же были схвачены и удерживались охраной Михалкова.  Как рассказал Бахур, "После того, как мы бросили яйца, на нас набросились. Я не надеялся на снисхождение публики, которая за минуту до этого восторженно смотрела в рот Михалкову. Такую реакцию я ожидал. Но когда пыл нападавших уже утих, произошла поразительная вещь. Возникла некая пауза. Тишина. Двое державших меня молодцев развернули лицом к сцене. И я сквозь пелену увидел, как режиссер и актер всея Руси медленно, как в Каннах, спускается со сцены и широким размашистым шагом приближается ко мне. Размахивается и бьет меня ногой по лицу.
Самое обидное, что невозможно было ответить. Перед этим меня избили, а в тот момент крепко держали. Потом подошел Карен Карапетян, который вел этот вечер, и тоже ударил меня ногой, но по животу. Тихо так, подло, исподтишка". Этот сюжет был заснят видеолюбителем.
Вскоре прибыл наряд милиции, который доставил Бахура и Горшкова в отделение. Бахур  говорит , что "когда шло над нами следствие, речь шла об административной ответственности. Но Михалков написал заявление о возбуждении именно уголовного дела".
 Михалков обвинял нацболов в уголовном преступлении - групповом хулиганстве с нанесением легких телесных повреждений и оказанием сопротивления при задержании. Он также подал гражданский иск на возмещение материального ущерба за испорченную одежду. Экспертиза оценила этот ущерб в 2,7 тысяч долларов. Дело вел следователь Пресненской межрайонной прокуратуры Игорь Лебедев.

Вечером 12 марта 1999 адвокат Сергей Беляк привез Бахуру и Горшкову обвинительное заключение прокуратуры. Нацболам предъявлялась ст. 213, ч.3. Молодых людей тут же отвезли в СИЗО "Бутырка".  Лимонов: "Кто-то торопился вылизать задницу начальству. Прокурор Пресненского округа?". Он добавляет, что зато Михалков 13 марта отправился на теннисный вип-турнир.
... Никита Михалков устроил пресс-конференцию. "На пресс-конференции этот тип говорил обо мне лично всякие низости. Давай, давай, опустись еще ниже, г-н VIP!", - упомянет Лимонов.

... Адвокат обвиняемых Сергей Беляк подал иск в Московскую прокуратуру, обвиняя Никиту Михалкова и других лиц в нанесении телесных повреждений Бахуру и Горшкову. Но прокуратура возбуждать дело против Михалкова  отказалась, ссылаясь на то, что насилие было вызвано сопротивлением нацболов при задержании (что опровергает видеозапись).

24 марта 1999 помощница адвоката Беляка побывала в Бутырской тюрьме. Лимонов: "Бахур кашляет, сидит в камере № 96 вместе с больными туберкулезом, спят в три смены. Горшков помещен в камеру № 159. Физически он держится лучше".

6 апреля 1999 "Новая газета" разместила раскадровку видеосъемки из Дома Кино, не оставляющую сомнений, что бил по лицу ногой Дмитрия именно Михалков.

8 апреля 1999   в Тверском межмуниципальном суде прошли слушанья по ходатайству об изменении меры пресечения Горшкову. Суд удовлетворил это ходатайство, приняв во внимание, что Горшков женат, имеет малолетнего ребенка, место жительства и работу.

9 апреля 1999 Тверской суд отказал в аналогичной просьбе в отношении Дмитрия Бахура - тот был гражданином Украины и год назад был осужден по административной статье за мелкое хулиганство (разбитое стекло в автобусе). Мера пресечения осталась прежней - содержание в изоляции.
Судебное слушанье по делу Дмитрия Бахура, назначенное на 28 мая 1999 не состоялось из-за смены суда (на Пресненский) и судьи. Заседание перенесено на 25 июня. Лимонов: "Судьей назначена (говорят, назначила сама себя) Арапат Касимова, она же и.о. председателя Пресненского суда, казашка. Ничего не имеем против казахов как нации, но в свете того, что имеем многое против тирана Назарбаева, и весь сыр-бор с Михалковым загорелся именно по поводу михалковских предвыборных объятий с Назарбаевым, странным представляется это совпадение. Много ли судей-казахов в Москве?"

25 июня 1999 в Пресненском межмуниципальном суде прошло очередное заседание по делу нацболов. Михалков в суд не явился. Судья зачитала письмо министра культуры Владимира Егорова о том, что тот в данный момент находится в Санкт-Петербурге и предложила начать процесс в отсутствие потерпевшего. Коммерсантъ: "Предложение возмутило прокурора: "Процесс нужно отложить, а Михалкова подвергнуть приводу". Адвокат Кучерена: "Позиция прокурора объективна. Но Никита Сергеевич очень занят. У него график". Судья (растерянно): "Михалков ни разу не приходил, не звонил и не писал сам писем. Он, вообще, думал о графике, когда писал заявление?" Кучерена: "Если вы хотите создать еще больший ажиотаж вокруг этого дела, то, конечно, можете оформлять привод". Адвокат подсудимых Сергей Беляк: "Пожалуйста, откладывайте слушания. Но отпустите хотя бы Бахура из-под стражи. Он в тюрьме уже четыре месяца, а у нас сегодня пишет письма Егоров, завтра Степашин". Кучерена: "Мы не возражаем против изменения меры пресечения".
Из этого диалога ясно, как минимум, одно: потерпевший Михалков следствием допрошен не был, что означает серьезнейшее нарушение процессуальности. Между тем, судья оставила Бахуру меру пресечения прежней. А Михалкова приводу решила не подвергать. Хоть это и было не очень справедливо в смысле свидетельских показаний, но ускоряло рассмотрение дела.
"Коммерсантъ" сообщает, что во время этого заседания "оба подсудимых раскаялись и выразили готовность принести Михалкову извинения. Даже Бахур, который считает, что Михалков рассчитался с ним сполна, в ответ за испачканные "брюки, жилетку и пиджак" съездив ему ногой по лицу".

28 июня 1999 состоялось последнее заседание по делу.
"Коммерсантъ": "Адвокат Анатолий Кучерена передал суду благородную просьбу режиссера приговорить национал-большевиков к такой мере наказания, которая бы не предусматривала лишения свободы. Михалков также отказался от предъявления гражданского иска о возмещении материального ущерба...
Судьи пытались разобраться, был ли поступок Бахура и Горшкова совершен "по предварительному сговору". Версию обвиняемых о "случайной встрече" и "неожиданно изменившихся планах" суд не счел убедительной" Не была признана убедительной и характеристика обвиняемых, данная общественным защитником Эдуардом Лимоновым: "Патриоты России, которые обладают высокими моральными качествами и принимают близко к сердцу все то, что творится с отечеством".
Суд заслушал свидетелей потасовки. Один из них, Юрий Макагон заявил, что видел, как Михалков ударил Бахура ногой в лицо. Была показана и видеозапись избиения нацболов, в котором участвовал Михалков. Однако, судьи посчитали, что с уверенностью сказать, что нога, ударившая Бахура по лицу, принадлежит Михалкову -  судя по этой съемке, невозможно.
Судья Арапат Касимова приговорила Бахура и Горшкова к двум с половиной годам лишения свободы с отсрочкой приговора на три года, а ввиду последней амнистии освободила от наказания. Она исключила из обвинения два пункта — насилие против граждан (закидывание яйцами таковым не признано) и оказание хулиганами сопротивления при попытке пресечь их хулиганские действия. Адвокат обвиняемых Сергей Беляк заявил, что намерен повторно подать иск против лиц, избивавших его подзащитных, т.к. после решения суда о том, что нацболы не оказали сопротивления при задержании, у прокуратуры больше нет формальных поводов отказать ему в возбуждении дела.

28 июня 1999 Дмитрий Бахур освобожден из-под стражи в зале Пресненского суда. Вскоре выяснилось, что в тюрьме он заразился туберкулезом и теперь 40% одного из легких были поражены болезнью.

2 июля 1999 адвокат Сергей Беляк сообщил Лимонову, что прокурор Пресненского округа подал в Мосгорсуд протест по поводу решения Пресненского суда, считая приговор «незаконным и необоснованным». Лимонов: "Ну уж этого мы не ожидали. Убоялись они, что мы, как обещал на суде Беляк, добьемся возбуждения уголовного дела против Михалкова за избиение скрученных охраной ребят?" Вылилось ли заявление Беляка о повторном иске к Михалкову в реальные действия - неизвестно.
***
Весь 1999 Михалков провел в турах по России со своим "Цирюльниким", что было вписано в предвыборную кампанию основной кремлевской партии "Наш дом - Россия".

3 октября 1999 самарский нацбол Сергей Соловей разбрасывал антимихалковские листовки перед кинотеатром, в котором крутили "Цирюльника", и запустил в лицо прибывшему на премьерный просмотр Михалкову огрызком груши. Соловей был тут же задержан и доставлен в отделение. Приговорен к 30 рублям штрафа за административное нарушение.

10 октября 1999, когда Михалков подъехал для презентации "Цирюльника" к к/т "Аврора" в Санкт-Петербурге на двух авто с охраной, группа нацболов забросала его яйцами. Никита приседал и прятался за машинами. Двух участников демарша охране удалось поймать. Их продержали всю ночь в 70 о/м, а утром перевели в изолятор временного содержания, возбудив против них уголовное дело по ст. 213, ч. 3 УК РФ на основании заявления Михалкова. "Лимонка": "В заявлении псевдоаристократ написал, что якобы один из ребят кинулся на него с ножом (!), а еще восемь человек (!) кидались камнями (!!!). Вот п..дец! У известного каннского лауреата по ходу от страха совсем крыша поехала! Или это болезнь, которая в народе зовется "белочка", а в кругах людей образованных - белая горячка. Кстати, по впечатлением ребят, Михалков выглядит, как человек сильно и долго пьющий".

14 октября задержанных отпустили под подписку о невыезде. Лимонка": Мы располагаем видеозаписью, на которой видно, что кроме яиц в Никитку ничего не летело. И мы уже передали ее адвокатам ребят. Дело развалится. Сейчас мы думаем о подаче встречного иска за клевету". В тот же день "Лимонка" написала: "К нацболам! Просьба: прекратить забрасывание Никиты Сергеевича Михалкова продуктами питания. Хватит! Никита Сергеевич, отдыхайте. Исполком".
***

В 2007 Михалков поведал "Известиям", что у бросавших в него яйца в Москве "нашли газовый пистолет. А в Самаре те же лимоновцы пытались плеснуть в меня серной кислотой. В Питере — кинули нож. Пока у меня сил хватит, я буду бить любого, кто посмеет посягнуть на мою честь и безопасность. А также на честь и безопасность моих близких. Бить буду в кровь — так и запиши. А вся эта интеллигентская херня: «Бедного мальчика ботинком...» Ты поднял руку — будь готов отвечать".

22 марта 2011 Никита Сергеевич рассказал на лектории в московском Политехническом музее, что с ним случаются патологические вспышки ярости, сопровождающиеся беспамятством, и что иногда между ним и объектом гнева "возникает костер". Подобным приступом он объяснил свой удар ногой по лицу Дмитрию Бахуру, стоявшему с заломленными руками в Доме кино 10 марта 1999.

Источники


СПЕЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Отец Андрей Ткачёв о Владимире Путине - божий человек на своем месте

...Без раболепства и чинопоклонства. Здравый и трезвый поп о государе и текущем моменте.    Мастер Каморки