На севере Костромской области, неподалёку от границы с Вологодской, расположено старинное село Зашугомье, Троицкое тож. Это бывшая Зашугомская волость Солигаличской осады. Здесь в долгом забвении возвышается могучий храм и высится не менее монументальная высоченная колокольня, доминирующие в окружающем пейзаже на многие км. Зашугомье было одним из главных объектов Кологриво-Судайского путешествия. Поэтому отсутствие дорожного покрытия и передвижение со скоростью не выше 15-20 км/ч по пути туда нас не остановило. В самом селе дорога приобрела подобающий и даже хороший вид, ибо была "обновлена" не так давно, а чтоб её не раздолбали вновь , въезд грузовому транспорту запретили. Итак, конечный пункт, в лице села Зашугомья, находится недалеко от бывшего старинного тракта, соединявшего город Солигалич Костромской губернии и Тотьму Вологодской губ. В наши дни от существования здесь когда-то большой дороги осталось лишь напоминание, а точнее только направление.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17870/29878574.1a8/0_ae6c6_3c9e72c8_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15594/29878574.1a7/0_ae6bd_6b4b31fb_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17859/29878574.1a8/0_ae6d9_d19395ad_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52/29878574.1a8/0_ae6f1_3e217438_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16107/29878574.1a7/0_ae6b6_f32009aa_XL.jpg)
Село Зашугомье, как и многие другие деревни в глубинке, вымирает интенсивными темпами. Но, несмотря на это, село всё ещё крупное с жилой и хозяйственной застройкой дореволюционного и советского периодов. Пару слов о корнях топонима Зашугомье. До прихода сюда восточных славян(XI-XIII вв.) данные земли были заселены племенами финно-угорских народов – чудь и меря. Именно от них в здешних краях остались названия рек, урочищ и озёр: Шугома, Толшма, Кормаш, Шубот и др. А образовавшаяся со временем волость, что расположилась за рекой Шугомой, сталаименоваться Зашугомской Солигаличкой осады (уезд города Солигалича).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17859/29878574.1a7/0_ae6b5_1bedf7e5_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15599/29878574.1a7/0_ae6b3_e61f71d5_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15591/29878574.1a7/0_ae6b4_3b5cfbc2_XL.jpg)
Первое письменное упоминание о Зашугомье мы встречаем в дозорной книге Соли Галицкой от 7121 года (1613 г.), где сказано: «Погост – а на нём храм Живоначальныя Троицы вверх шатром, да другой храм Чудотворца Николая клецки с трапезою... и на том же погосте двор пономаря Третячки Микитина, двор просвирницы Маланицы. Да тут же на погосте 4 крестьянских двора...». История села, а точнее фамильное прошлое, очень богато, что свойственно этому краю. В 1622 г. царём Михаилом Фёдоровичем зашугомские земли были даны в вотчину Михаилу Шейну – воеводе, руководившему защитой Смоленска во время войны России с Польшей, но сдавшему город полякам и за это казнённому. А в 1770 г. уже село Троицкое-Зашугомье с прилегающими деревнями принадлежали князю П.И. Мещерскому, от которого по наследству перешли к фельдмаршалу, графу П.А. Румянцеву, сподвижнику Екатерины II.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15592/29878574.1a7/0_ae6b2_48ac231f_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15574/29878574.1a7/0_ae6b1_2de952a9_XL.jpg)
Административно-религиозным центром волости был Троицкий погост в Зашугомье, называвшийся по имени стоявшей здесь церкви Троицы. На погосте было две деревянных церкви, по ветхости неоднократно перестраивавшиеся. В 1685 г. патриархом было дано разрешение построить в Троицком каменную церковь, и в 1713 г. эту церковь освятили. Названа она была Покровской. Дальнейшая судьба этого храма мне неизвестна. Зато нашёл, что с 1897 г. в Зашугомье существовало земское одноклассное училище, попечителем котрого был купец Константин Яковлев, а законоучителем – священник Никанор Драницын. В 1903 г. училище преобразовано в двухклассное.![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15549/29878574.1a7/0_ae6ac_e5385baa_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15593/29878574.1a7/0_ae6aa_1f8cb4e5_XL.jpg)
И вот, спустя столетия, мы – люди настоящего – паркуемся на главной площади бывшего религиозного центра Зашугомской волости, где перед нашим взором предстаёт внушительных размеров громадина двухсотлетнего храма с колокольней. Хотели прикупить местных пряничков в магазине древней постройки, что тут же на площади, да он закрыт оказался.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15536/29878574.1a8/0_ae6dc_35eeedc3_XL.jpg)
История дошедшего до наших дней храма берёт своё начало в 1800 г., когда на месте ветхой деревянной церкви Троицы на средства местного помещика И.И. Львова была построена новая каменная двухэтажная церковь с тем же наименованием. Перед храмом расположен ряд руинированных построек, в прошлом служивших церковной оградой со Святыми вратами-часовней, башнями и лавками.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15583/29878574.1a8/0_ae6da_34d465b0_XL.jpg)
Фото С.А.Орлова нач. XX века. Фотоархив ИИМК РАН.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15506/29878574.1a7/0_ae6a7_df4b8eb3_L.jpg)
Храмовый комплекс расположен на небольшой возвышенности. Хотя и без того сию монументальную церковь с высоченной колокольней видно по всей округе за много км.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15502/29878574.1a8/0_ae70a_7a1c846_XL.jpg)
С южной стороны к храму прилегает старинное кладбище. Здесь похоронен С.И. Дервиз (здешние Фон-Дервизы были внесены в дворянскую книгу Костромской губернии по Солигаличскому округу), владевший неподалёку усадьбой Взглядново (давно уж исчезнувшей). Кстати, ещё до того, как усадьба перешла во владение к Дервизу, она числилась за родом Львовых и вот забавная история тех лет: в 1762 г. отставной капрал Ф.И. Львов, живший в усадьбе Взглядново, продал тотемскому купцу П.Т. Мясникову свою крепостную девушку Пелагею Сергееву за 9 рублей, хотя по закону продавать крепостных недворянам запрещалось. Дело рассматривал солигаличский воевода, но криминала в этом не нашёл.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15589/29878574.1a8/0_ae6d6_ab71c319_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15497/29878574.1a8/0_ae6d3_590e4a81_XL.jpg)
Храм выполнен в стиле тотемского барокко. При чём зашугомские картуши не менее колоритны, чем в самой Тотьме.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17865/29878574.1a8/0_ae6d2_20401542_XL.jpg)
А вход, позднее перестроенный в окно, оформлен даже красивше тотемских.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17865/29878574.1a8/0_ae6d1_6a0965d9_XL.jpg)
И вот мы на первом этаже – стены толщиною в полтора метра, низкие своды и невысокий иконостас.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16183/29878574.1a8/0_ae6c9_f2bc01a3_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16193/29878574.1a8/0_ae6c8_f662e0e5_XL.jpg)
А это две иконы, видимо, с этого иконостаса. Плохочитаемые, но образы Святых ещё можно различить.
От резных деталек остались лишь следы (в середине 1990-х декор тщательно отковыряли).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15544/29878574.1a8/0_ae6c7_4254edec_XL.jpg)
Алтарная часть также пуста. Правда, фрагментами сохранилась высокого уровня роспись, точнее растительный орнамент. Сами библейские сюжеты и изображения Святых тоже присутствуют в храме, но вот их уровень исполнения весьма посредственен. Это вам не тверская иконописная школа.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17840/29878574.1a8/0_ae6c1_6390a596_XL.jpg)
Арочный свод из алтаря расписан под звёздное небо. Всё-таки было чувство красоты и у наших предков.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15547/29878574.1a8/0_ae6c4_fa7976d0_XL.jpg)
Поскольку лестница наверх отсутствует, выходим из нижнего храма. Обходим вокруг церковь, похожую с этого ракурса на небольшую крепость, в поисках входа на второй этаж.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15501/29878574.1a8/0_ae6e2_43de64af_XL.jpg)
Вход не находим, т.е. "официально" его нет. Но, попав в разрушенный придел, соединяющий колокольню с трапезной, понимаем, что при должном упорстве и мастерстве можно вскарабкаться на верхний свод придела, а оттуда по крыше трапезной на второй этаж.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15594/29878574.1a7/0_ae6bd_6b4b31fb_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15523/29878574.1a7/0_ae6b9_95efd4e6_XL.jpg)
Отдам должное Катерине, которая проявила настойчивость в желании попасть наверх и даже отыскала где-то на кладбище небольшую лестницу. В очередной раз тряхнув стариной, вскарабкиваемся на междуэтажное перекрытие и, цепляясь за стволы деревьев, проросшие на крыше, влезаем на верхний ярус. Отсюда, глядя вниз, можно оценить проделанный нами акробатический трюк.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15536/29878574.1a7/0_ae6ba_9b4f2b87_XL.jpg)
А это уже второй этаж трапезной.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52/29878574.1a7/0_ae6bb_8232206e_XL.jpg)
Оттуда мы проходим на второй этаж главного объёма. Из-за снятых полов виден верх нижнего свода.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16167/29878574.1a8/0_ae6ce_1afecec6_XL.jpg)
Большое светлое пространство впечатляет. Хоть от живописи остались лишь очертания, а от иконостаса – рама, но, несмотря на это, сам факт, что мы забрались сюда, куда до нас многие путешественники не решились залезть, весьма радовал.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16191/29878574.1a8/0_ae6ca_f1dc584f_XL.jpg)
Как и в нижнем храме здешний иконостас лишён своего резного декора, кроме двух колонн по центру.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/29878574.1a8/0_ae6cc_df81b216_XL.jpg)
Из книги Дунаева Б.И. "Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. Москва, 1915 г.":
пугающий своим грозным видом и саблей святитель Николай Можайский из Троицкой церкви Зашугомья. Возможно, Никола когда-то и украшал данный иконостас.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16132/29878574.1a7/0_ae6a6_a7fb8af8_XL.jpg)
В алтарной части на полу лежит цельный столб, украшенный резными цветочными гирляндами. Был бы у нас грузовичок, точно бы себе его уволок. Хотя, я и так прихватил немаленькую и красивую резную детальку также из цельного ствола дерева. Ни к чему пропадать народному ремеслу. Очистил, отмыл и теперь она красуется на полочке вместе с другими дореволюционными артефактами.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15526/29878574.1a7/0_ae6bf_c55bb38c_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15586/29878574.1a7/0_ae6be_7eefc11b_XL.jpg)
И снова, рискуя провалиться и что-нибудь себе сломать, аккуратненько пробираемся на выход. Спустились также ловко и, слава богу, благополучно.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16107/29878574.1a7/0_ae6bc_dced4ee8_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15523/29878574.1a8/0_ae6d0_3dd77c32_XL.jpg)
С Зашугомьем связано имя, конечно широкому кругу неизвестное, но, на мой взгляд, достойное быть упомянутым. Здесь, в семье дьякона местной церкви, в 1848 г. родился Николай Семёнович Суворов – будущий профессор церковного права Императорского Московского университета. Закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, издал сотни трудов по церковной истории, светскому законодательству и т.д. Несколько лет являлся почётным блюстителем (заботился о материальной стороне и следил за учебно-воспитательной частью) двухклассного земского училища в Зашугомье. Умер Н. Суворов в Москве и был похоронен на старом кладбище Новодевичьего монастыря.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/29878574.1a8/0_ae709_222ac13b_XL.jpg)
После осмотра храма, заглянул во двор к местным пообщаться. Откуда и узнал о сокращении за последние десятилетия количества жителей больше, чем на 2/3. О существовании здесь в недалёком прошлом жизни: что было и что стало, думаю, нет смысла описывать. На этом наши зашугомские похождения подошли к концу.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55/29878574.1a8/0_ae6d8_fec93514_XL.jpg)
Продолжение следует...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17870/29878574.1a8/0_ae6c6_3c9e72c8_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15594/29878574.1a7/0_ae6bd_6b4b31fb_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17859/29878574.1a8/0_ae6d9_d19395ad_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52/29878574.1a8/0_ae6f1_3e217438_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16107/29878574.1a7/0_ae6b6_f32009aa_XL.jpg)
Село Зашугомье, как и многие другие деревни в глубинке, вымирает интенсивными темпами. Но, несмотря на это, село всё ещё крупное с жилой и хозяйственной застройкой дореволюционного и советского периодов. Пару слов о корнях топонима Зашугомье. До прихода сюда восточных славян(XI-XIII вв.) данные земли были заселены племенами финно-угорских народов – чудь и меря. Именно от них в здешних краях остались названия рек, урочищ и озёр: Шугома, Толшма, Кормаш, Шубот и др. А образовавшаяся со временем волость, что расположилась за рекой Шугомой, сталаименоваться Зашугомской Солигаличкой осады (уезд города Солигалича).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17859/29878574.1a7/0_ae6b5_1bedf7e5_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15599/29878574.1a7/0_ae6b3_e61f71d5_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15591/29878574.1a7/0_ae6b4_3b5cfbc2_XL.jpg)
Первое письменное упоминание о Зашугомье мы встречаем в дозорной книге Соли Галицкой от 7121 года (1613 г.), где сказано: «Погост – а на нём храм Живоначальныя Троицы вверх шатром, да другой храм Чудотворца Николая клецки с трапезою... и на том же погосте двор пономаря Третячки Микитина, двор просвирницы Маланицы. Да тут же на погосте 4 крестьянских двора...». История села, а точнее фамильное прошлое, очень богато, что свойственно этому краю. В 1622 г. царём Михаилом Фёдоровичем зашугомские земли были даны в вотчину Михаилу Шейну – воеводе, руководившему защитой Смоленска во время войны России с Польшей, но сдавшему город полякам и за это казнённому. А в 1770 г. уже село Троицкое-Зашугомье с прилегающими деревнями принадлежали князю П.И. Мещерскому, от которого по наследству перешли к фельдмаршалу, графу П.А. Румянцеву, сподвижнику Екатерины II.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15592/29878574.1a7/0_ae6b2_48ac231f_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15574/29878574.1a7/0_ae6b1_2de952a9_XL.jpg)
Административно-религиозным центром волости был Троицкий погост в Зашугомье, называвшийся по имени стоявшей здесь церкви Троицы. На погосте было две деревянных церкви, по ветхости неоднократно перестраивавшиеся. В 1685 г. патриархом было дано разрешение построить в Троицком каменную церковь, и в 1713 г. эту церковь освятили. Названа она была Покровской. Дальнейшая судьба этого храма мне неизвестна. Зато нашёл, что с 1897 г. в Зашугомье существовало земское одноклассное училище, попечителем котрого был купец Константин Яковлев, а законоучителем – священник Никанор Драницын. В 1903 г. училище преобразовано в двухклассное.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15549/29878574.1a7/0_ae6ac_e5385baa_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15593/29878574.1a7/0_ae6aa_1f8cb4e5_XL.jpg)
И вот, спустя столетия, мы – люди настоящего – паркуемся на главной площади бывшего религиозного центра Зашугомской волости, где перед нашим взором предстаёт внушительных размеров громадина двухсотлетнего храма с колокольней. Хотели прикупить местных пряничков в магазине древней постройки, что тут же на площади, да он закрыт оказался.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15536/29878574.1a8/0_ae6dc_35eeedc3_XL.jpg)
История дошедшего до наших дней храма берёт своё начало в 1800 г., когда на месте ветхой деревянной церкви Троицы на средства местного помещика И.И. Львова была построена новая каменная двухэтажная церковь с тем же наименованием. Перед храмом расположен ряд руинированных построек, в прошлом служивших церковной оградой со Святыми вратами-часовней, башнями и лавками.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15583/29878574.1a8/0_ae6da_34d465b0_XL.jpg)
Фото С.А.Орлова нач. XX века. Фотоархив ИИМК РАН.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15506/29878574.1a7/0_ae6a7_df4b8eb3_L.jpg)
Храмовый комплекс расположен на небольшой возвышенности. Хотя и без того сию монументальную церковь с высоченной колокольней видно по всей округе за много км.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15502/29878574.1a8/0_ae70a_7a1c846_XL.jpg)
С южной стороны к храму прилегает старинное кладбище. Здесь похоронен С.И. Дервиз (здешние Фон-Дервизы были внесены в дворянскую книгу Костромской губернии по Солигаличскому округу), владевший неподалёку усадьбой Взглядново (давно уж исчезнувшей). Кстати, ещё до того, как усадьба перешла во владение к Дервизу, она числилась за родом Львовых и вот забавная история тех лет: в 1762 г. отставной капрал Ф.И. Львов, живший в усадьбе Взглядново, продал тотемскому купцу П.Т. Мясникову свою крепостную девушку Пелагею Сергееву за 9 рублей, хотя по закону продавать крепостных недворянам запрещалось. Дело рассматривал солигаличский воевода, но криминала в этом не нашёл.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15589/29878574.1a8/0_ae6d6_ab71c319_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15497/29878574.1a8/0_ae6d3_590e4a81_XL.jpg)
Храм выполнен в стиле тотемского барокко. При чём зашугомские картуши не менее колоритны, чем в самой Тотьме.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17865/29878574.1a8/0_ae6d2_20401542_XL.jpg)
А вход, позднее перестроенный в окно, оформлен даже красивше тотемских.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17865/29878574.1a8/0_ae6d1_6a0965d9_XL.jpg)
И вот мы на первом этаже – стены толщиною в полтора метра, низкие своды и невысокий иконостас.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16183/29878574.1a8/0_ae6c9_f2bc01a3_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16193/29878574.1a8/0_ae6c8_f662e0e5_XL.jpg)
А это две иконы, видимо, с этого иконостаса. Плохочитаемые, но образы Святых ещё можно различить.
От резных деталек остались лишь следы (в середине 1990-х декор тщательно отковыряли).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15544/29878574.1a8/0_ae6c7_4254edec_XL.jpg)
Алтарная часть также пуста. Правда, фрагментами сохранилась высокого уровня роспись, точнее растительный орнамент. Сами библейские сюжеты и изображения Святых тоже присутствуют в храме, но вот их уровень исполнения весьма посредственен. Это вам не тверская иконописная школа.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17840/29878574.1a8/0_ae6c1_6390a596_XL.jpg)
Арочный свод из алтаря расписан под звёздное небо. Всё-таки было чувство красоты и у наших предков.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15547/29878574.1a8/0_ae6c4_fa7976d0_XL.jpg)
Поскольку лестница наверх отсутствует, выходим из нижнего храма. Обходим вокруг церковь, похожую с этого ракурса на небольшую крепость, в поисках входа на второй этаж.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15501/29878574.1a8/0_ae6e2_43de64af_XL.jpg)
Вход не находим, т.е. "официально" его нет. Но, попав в разрушенный придел, соединяющий колокольню с трапезной, понимаем, что при должном упорстве и мастерстве можно вскарабкаться на верхний свод придела, а оттуда по крыше трапезной на второй этаж.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15594/29878574.1a7/0_ae6bd_6b4b31fb_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15523/29878574.1a7/0_ae6b9_95efd4e6_XL.jpg)
Отдам должное Катерине, которая проявила настойчивость в желании попасть наверх и даже отыскала где-то на кладбище небольшую лестницу. В очередной раз тряхнув стариной, вскарабкиваемся на междуэтажное перекрытие и, цепляясь за стволы деревьев, проросшие на крыше, влезаем на верхний ярус. Отсюда, глядя вниз, можно оценить проделанный нами акробатический трюк.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15536/29878574.1a7/0_ae6ba_9b4f2b87_XL.jpg)
А это уже второй этаж трапезной.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/52/29878574.1a7/0_ae6bb_8232206e_XL.jpg)
Оттуда мы проходим на второй этаж главного объёма. Из-за снятых полов виден верх нижнего свода.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16167/29878574.1a8/0_ae6ce_1afecec6_XL.jpg)
Большое светлое пространство впечатляет. Хоть от живописи остались лишь очертания, а от иконостаса – рама, но, несмотря на это, сам факт, что мы забрались сюда, куда до нас многие путешественники не решились залезть, весьма радовал.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16191/29878574.1a8/0_ae6ca_f1dc584f_XL.jpg)
Как и в нижнем храме здешний иконостас лишён своего резного декора, кроме двух колонн по центру.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/29878574.1a8/0_ae6cc_df81b216_XL.jpg)
Из книги Дунаева Б.И. "Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. Москва, 1915 г.":
пугающий своим грозным видом и саблей святитель Николай Можайский из Троицкой церкви Зашугомья. Возможно, Никола когда-то и украшал данный иконостас.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16132/29878574.1a7/0_ae6a6_a7fb8af8_XL.jpg)
В алтарной части на полу лежит цельный столб, украшенный резными цветочными гирляндами. Был бы у нас грузовичок, точно бы себе его уволок. Хотя, я и так прихватил немаленькую и красивую резную детальку также из цельного ствола дерева. Ни к чему пропадать народному ремеслу. Очистил, отмыл и теперь она красуется на полочке вместе с другими дореволюционными артефактами.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15526/29878574.1a7/0_ae6bf_c55bb38c_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15586/29878574.1a7/0_ae6be_7eefc11b_XL.jpg)
И снова, рискуя провалиться и что-нибудь себе сломать, аккуратненько пробираемся на выход. Спустились также ловко и, слава богу, благополучно.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16107/29878574.1a7/0_ae6bc_dced4ee8_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15523/29878574.1a8/0_ae6d0_3dd77c32_XL.jpg)
С Зашугомьем связано имя, конечно широкому кругу неизвестное, но, на мой взгляд, достойное быть упомянутым. Здесь, в семье дьякона местной церкви, в 1848 г. родился Николай Семёнович Суворов – будущий профессор церковного права Императорского Московского университета. Закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, издал сотни трудов по церковной истории, светскому законодательству и т.д. Несколько лет являлся почётным блюстителем (заботился о материальной стороне и следил за учебно-воспитательной частью) двухклассного земского училища в Зашугомье. Умер Н. Суворов в Москве и был похоронен на старом кладбище Новодевичьего монастыря.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/29878574.1a8/0_ae709_222ac13b_XL.jpg)
После осмотра храма, заглянул во двор к местным пообщаться. Откуда и узнал о сокращении за последние десятилетия количества жителей больше, чем на 2/3. О существовании здесь в недалёком прошлом жизни: что было и что стало, думаю, нет смысла описывать. На этом наши зашугомские похождения подошли к концу.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55/29878574.1a8/0_ae6d8_fec93514_XL.jpg)
Продолжение следует...