...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2015/02/11

З А Ш У Г О М Ь Е

На севере Костромской области, неподалёку от границы с Вологодской, расположено старинное село Зашугомье, Троицкое тож. Это бывшая Зашугомская волость Солигаличской осады. Здесь в долгом забвении возвышается могучий храм и высится не менее монументальная высоченная колокольня, доминирующие в окружающем пейзаже на многие км. Зашугомье было одним из главных объектов Кологриво-Судайского путешествия. Поэтому отсутствие дорожного покрытия и передвижение со скоростью не выше 15-20 км/ч по пути туда нас не остановило. В самом селе дорога приобрела подобающий и даже хороший вид, ибо была "обновлена" не так давно, а чтоб её не раздолбали вновь , въезд грузовому транспорту запретили. Итак, конечный пункт, в лице села Зашугомья, находится недалеко от бывшего старинного тракта, соединявшего город Солигалич Костромской губернии и Тотьму Вологодской губ. В наши дни от существования здесь когда-то большой дороги осталось лишь напоминание, а точнее только направление.



Село Зашугомье, как и многие другие деревни в глубинке, вымирает интенсивными темпами. Но, несмотря на это, село всё ещё крупное с жилой и хозяйственной застройкой дореволюционного и советского периодов. Пару слов о корнях топонима Зашугомье. До прихода сюда восточных славян(XI-XIII вв.) данные земли были заселены племенами финно-угорских народов – чудь и меря. Именно от них в здешних краях остались названия рек, урочищ и озёр: Шугома, Толшма, Кормаш, Шубот и др. А образовавшаяся со временем волость, что расположилась за рекой Шугомой, сталаименоваться Зашугомской Солигаличкой осады (уезд города Солигалича).



Первое письменное упоминание о Зашугомье мы встречаем в дозорной книге Соли Галицкой от 7121 года (1613 г.), где сказано: «Погост – а на нём храм Живоначальныя Троицы вверх шатром, да другой храм Чудотворца Николая клецки с трапезою... и на том же погосте двор пономаря Третячки Микитина, двор просвирницы Маланицы. Да тут же на погосте 4 крестьянских двора...». История села, а точнее фамильное прошлое, очень богато, что свойственно этому краю. В 1622 г. царём Михаилом Фёдоровичем зашугомские земли были даны в вотчину Михаилу Шейну – воеводе, руководившему защитой Смоленска во время войны России с Польшей, но сдавшему город полякам и за это казнённому. А в 1770 г. уже село Троицкое-Зашугомье с прилегающими деревнями принадлежали князю П.И. Мещерскому, от которого по наследству перешли к фельдмаршалу, графу П.А. Румянцеву, сподвижнику Екатерины II.


Административно-религиозным центром волости был Троицкий погост в Зашугомье, называвшийся по имени стоявшей здесь церкви Троицы. На погосте было две деревянных церкви, по ветхости неоднократно перестраивавшиеся. В 1685 г. патриархом было дано разрешение построить в Троицком каменную церковь, и в 1713 г. эту церковь освятили. Названа она была Покровской. Дальнейшая судьба этого храма мне неизвестна. Зато нашёл, что с 1897 г. в Зашугомье существовало земское одноклассное училище, попечителем котрого был купец Константин Яковлев, а законоучителем – священник Никанор Драницын. В 1903 г. училище преобразовано в двухклассное.

И вот, спустя столетия, мы – люди настоящего – паркуемся на главной площади бывшего религиозного центра Зашугомской волости, где перед нашим взором предстаёт внушительных размеров громадина двухсотлетнего храма с колокольней. Хотели прикупить местных пряничков в магазине древней постройки, что тут же на площади, да он закрыт оказался.

История дошедшего до наших дней храма берёт своё начало в 1800 г., когда на месте ветхой деревянной церкви Троицы на средства местного помещика И.И. Львова была построена новая каменная двухэтажная церковь с тем же наименованием. Перед храмом расположен ряд руинированных построек, в прошлом служивших церковной оградой со Святыми вратами-часовней, башнями и лавками.

Фото С.А.Орлова нач. XX века. Фотоархив ИИМК РАН.

Храмовый комплекс расположен на небольшой возвышенности. Хотя и без того сию монументальную церковь с высоченной колокольней видно по всей округе за много км.

С южной стороны к храму прилегает старинное кладбище. Здесь похоронен С.И. Дервиз (здешние Фон-Дервизы были внесены в дворянскую книгу Костромской губернии по Солигаличскому округу), владевший неподалёку усадьбой Взглядново (давно уж исчезнувшей). Кстати, ещё до того, как усадьба перешла во владение к Дервизу, она числилась за родом Львовых и вот забавная история тех лет: в 1762 г. отставной капрал Ф.И. Львов, живший в усадьбе Взглядново, продал тотемскому купцу П.Т. Мясникову свою крепостную девушку Пелагею Сергееву за 9 рублей, хотя по закону продавать крепостных недворянам запрещалось. Дело рассматривал солигаличский воевода, но криминала в этом не нашёл.


Храм выполнен в стиле тотемского барокко. При чём зашугомские картуши не менее колоритны, чем в самой Тотьме.

А вход, позднее перестроенный в окно, оформлен даже красивше тотемских.

И вот мы на первом этаже – стены толщиною в полтора метра, низкие своды и невысокий иконостас.


А это две иконы, видимо, с этого иконостаса. Плохочитаемые, но образы Святых ещё можно различить.
От резных деталек остались лишь следы (в середине 1990-х декор тщательно отковыряли).

Алтарная часть также пуста. Правда, фрагментами сохранилась высокого уровня роспись, точнее растительный орнамент. Сами библейские сюжеты и изображения Святых тоже присутствуют в храме, но вот их уровень исполнения весьма посредственен. Это вам не тверская иконописная школа.

Арочный свод из алтаря расписан под звёздное небо. Всё-таки было чувство красоты и у наших предков.

Поскольку лестница наверх отсутствует, выходим из нижнего храма. Обходим вокруг церковь, похожую с этого ракурса на небольшую крепость, в поисках входа на второй этаж.

Вход не находим, т.е. "официально" его нет. Но, попав в разрушенный придел, соединяющий колокольню с трапезной, понимаем, что при должном упорстве и мастерстве можно вскарабкаться на верхний свод придела, а оттуда по крыше трапезной на второй этаж.


Отдам должное Катерине, которая проявила настойчивость в желании попасть наверх и даже отыскала где-то на кладбище небольшую лестницу. В очередной раз тряхнув стариной, вскарабкиваемся на междуэтажное перекрытие и, цепляясь за стволы деревьев, проросшие на крыше, влезаем на верхний ярус. Отсюда, глядя вниз, можно оценить проделанный нами акробатический трюк.

А это уже второй этаж трапезной.

Оттуда мы проходим на второй этаж главного объёма. Из-за снятых полов виден верх нижнего свода.

Большое светлое пространство впечатляет. Хоть от живописи остались лишь очертания, а от иконостаса – рама, но, несмотря на это, сам факт, что мы забрались сюда, куда до нас многие путешественники не решились залезть, весьма радовал.

Как и в нижнем храме здешний иконостас лишён своего резного декора, кроме двух колонн по центру.

Из книги Дунаева Б.И. "Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. Москва, 1915 г.":
пугающий своим грозным видом и саблей святитель Николай Можайский из Троицкой церкви Зашугомья. Возможно, Никола когда-то и украшал данный иконостас.

В алтарной части на полу лежит цельный столб, украшенный резными цветочными гирляндами. Был бы у нас грузовичок, точно бы себе его уволок. Хотя, я и так прихватил немаленькую и красивую резную детальку также из цельного ствола дерева. Ни к чему пропадать народному ремеслу. Очистил, отмыл и теперь она красуется на полочке вместе с другими дореволюционными артефактами.


И снова, рискуя провалиться и что-нибудь себе сломать, аккуратненько пробираемся на выход. Спустились также ловко и, слава богу, благополучно.


С Зашугомьем связано имя, конечно широкому кругу неизвестное, но, на мой взгляд, достойное быть упомянутым. Здесь, в семье дьякона местной церкви, в 1848 г. родился Николай Семёнович Суворов – будущий профессор церковного права Императорского Московского университета. Закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, издал сотни трудов по церковной истории, светскому законодательству и т.д. Несколько лет являлся почётным блюстителем (заботился о материальной стороне и следил за учебно-воспитательной частью) двухклассного земского училища в Зашугомье. Умер Н. Суворов в Москве и был похоронен на старом кладбище Новодевичьего монастыря.

После осмотра храма, заглянул во двор к местным пообщаться. Откуда и узнал о сокращении за последние десятилетия количества жителей больше, чем на 2/3. О существовании здесь в недалёком прошлом жизни: что было и что стало, думаю, нет смысла описывать. На этом наши зашугомские похождения подошли к концу.


Продолжение следует...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Отец Андрей Ткачёв о Владимире Путине - божий человек на своем месте

...Без раболепства и чинопоклонства. Здравый и трезвый поп о государе и текущем моменте.    Мастер Каморки