...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

вторник, 17 декабря 2013 г.

В Новой Голландии открыть представительства крупнейших художественных музеев Европы

Иван Уралов, заслуженный художник, профессор


Теперь представьте на мгновение, что в Новой Голландии открываются представительства крупнейших художественных (а возможно, не только художественных) музеев Европы (а возможно, мира?)



«Петербург — окно в Европу»...  Думаю, что Санкт-Петербург не в меньшей степени и для Европы «окно в Россию» благодаря его уникальному геополитическому положению и универсальному поликультурному наполнению.

В идеале наш город можно представить в роли канала связи, своеобразного портала взаимодействия Европы и России, и не столько в роли «второй российской столицы», сколько столицы Балтийского моря, посольства Европы в России и России в Европе. Доныне это не осознанный и не оцененный ресурс, могущий сам по себе стать основой стратегии развития города во всех сферах на десятилетия вперед.

Стратегия эта требует и адекватного наполнения принципиальными и сильными идеями, далекими от суетливых поисков перспектив городской эволюции, столь характерных для последних десятилетий. Впечатление, что, перестав быть Ленинградом с твердыней его истории, новый Петербург побаивается своего исторического имени, не знает, как его носить, как ему соответствовать, будто стесняясь вновь прослыть в России аристократом.
В известной степени эта растерянность заметна в сфере градостроительства: в нехватке идей и последовательности их воплощения, в общей массе неудач, допущенных и неисправленных ошибок, что преследуют в том числе и так называемые «большие» проекты. (О том упорстве, с которым город наступает на эти «большие грабли», разговор впереди.)
Справедливости ради хочу заметить, однако, что и беспощадная эксплуатация каждого, еще не выжатого до капли, свободного клочка городской жизни, и самоотверженная до фанатизма градозащитная деятельность — суть две стороны одной медали, и медаль эта довольно сомнительного достоинства.
Беда в том, что в борьбе за и против исчезает сама идея развития города, которая только и может позволить Петербургу и сохранить себя, и сделать шаг в будущее.
Сегодня я хочу обратиться к петербуржцам, к городским властям и инвесторам, так или иначе причастным к судьбе еще одного и, к счастью, еще не свершившегося проекта под названием «Новая Голландия». Обратиться с просьбой рассмотреть и принять в дар идею, которая, как мне кажется, не только убережет историческое место и город от очередной ошибки, но, будучи реализована, способна прославить Петербург и как истинное «окно в Европу», и как «окно в Россию». Существенно, что это окно открывается через Новую Голландию, ибо Голландия исторически — один из краеугольных камней, заложенных Петром Великим в основание Санкт-Петербурга.
Итак, что мы имеем сегодня? Пять (если не шесть?) смен составов городской администрации; меняются инвесторы, повторяются архитектурные конкурсы, создаются на территории памятника то приватные огородики, то травянистые летние лежбища для выгула разморенных горожан (что, конечно же, трогательно в урбанизированной среде, но как-то «жвачно» и мелко в окружении величественных руинированных и по-пиранезиевски мрачноватых архитектурных аркад); то происходит неотчетливый поиск «концепции» в абсурдных формах вроде проектов посадки корабельных сосновых рощ (очевидно, чтобы потрафить «гению места»), а то и вовсе объекта для городского массового купания в духе приснопамятного бассейна «Москва» на месте храма Христа Спасителя. Чаще же звучат слова о «Центре современного искусства» (сегодня это знак лояльности времени, хотя опыта нет, и лучше для начала тренироваться на чем-нибудь менее значительном). Поговаривают и о возможности превращения Новой Голландии в банальный (но, несомненно, элитный, как же еще?!) жилой и гостиничный комплекс. Последнее вообще можно рассматривать как градостроительное преступление.
Правда, в прошлом была одна здравая, красивая, но уже подзабытая и состарившаяся идея — разместить на острове музей истории российского флота…
Я же хочу познакомить вас с более современной, на мой взгляд, и коммерчески небезынтересной инициативой.
Петербург не только виртуальное «окно». Петербург — город музеев, и сам по себе таковым является. Музеев малых, даже микроскопических, и огромных — мирового значения, таких, как Русский или Эрмитаж… Теперь представьте на мгновение, что в Новой Голландии открываются представительства крупнейших художественных (а возможно, не только художественных) музеев Европы (а возможно, мира?). Архитектурные объемы достаточно элементарно подготавливаются: прокладываются сети, очищаются от поздних нагромождений и условно нарезаются на лоты корпуса, и лоты эти передаются в управление ведущим музейным брендам: Лувру, Прадо, музею Гуггенхайма, Капитолийскому музею, центру Помпиду, Британскому музею, Национальной галерее, Уффици и прочим. Такой «музей музеев мира». С правом самостоятельной музейной политики: кто-то выставляет одно уникальное произведение, кто-то организует постоянную, а кто-то временную экспозицию классического или современного искусства, кто-то ведет просветительскую деятельность и так далее.
Здесь всегда будет присутствовать соревновательность и новизна, Европа в буквальном смысле придет в гости посредством пространственного и временного портала Новой Голландии. В такой комплекс поистине «не зарастет народная тропа» петербуржцев и туристов. Несомненно, что в этом случае станут уместны и рекреационные зоны, и отели различного класса, в том числе ориентированные на проживание деятелей культуры и искусства, от элиты до творческой и учащейся молодежи.
Новый европейский музейный центр не только дополнит сокровищницу Эрмитажа, но содержательно и статусно соединит уже удачно складывающийся в районе культурный кластер (Консерватория, комплекс сцен Мариинского театра, Центральный военно-морской и целый ряд других музеев, ЦВЗ «Манеж», санкт-петербургские творческие союзы, факультет свободных наук и искусств СПбГУ, Исаакиевский собор...).
Появление подобного европейского «культурного посольства» будет содействовать выведению культурных связей с Россией через Санкт-Петербург на новый качественный уровень. Уникальных мест и неосвоенных объектов, равных Новой Голландии по исторической ценности своеобразно масштабу, ресурсу и местоположению, практически нет. И я уверен, что даже в условиях передачи в частные руки подобный памятник должен служить общественной пользе на славу Петербургу и России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий