...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Джон Колтрейн. Как стать святым

В 1965 году музыкальные критики и журналисты спросили у Колтрейна, что он собирается делать в ближайшие десять лет. Колтрейн ответил: "Я собираюсь стать святым".
После смерти Джон Колтрейн был причислен к лику святых африканской православной церковью гавриитов.

Джон Колтрейн 
– один из самых больших реформаторов джаза, поражавший своей самобытностью, лучший саксофонист 20 века, композитор. Тяга к неизведанному привела его к наркотикам, а наркотики – к смерти в 41 год... 
«Моя цель - жить действительно духовной жизнью и выразить это в моей музыке. Если вы живете именно так, то играть легко, потому что музыка часть такой жизни. Она очень, очень глубоко в вас. Моя музыка это вдохновенное выражение моего Я - моей Веры, моего опыта, моего естества», - в этом вся суть Колтрейна. Эти слова о себе и своей музыке как нельзя лучше характеризуют одного из самых влиятельных джазовых музыкантов второй половины XX века, тенор- и сопрано-саксофониста и бэнд-лидера. Наряду с Чарли Паркером,Дюком ЭллингтономМайлзом ДэвисомЛуи Армстронгом является наиболее значительной фигурой в истории джаза, оказавшей влияние как на современных джазовых музыкантов, так и на школу импровизации в целом.
Биография
Джон Уильям Колтрейн (John William Coltrane) родился 23 сентября 1926 года в Хамлете, штат Северная Каролина, США. Семья его была музыкальной, однако родители не зарабатывали на жизнь музыкой. С 13 лет Джон начал играть в оркестрах. Вначале его инструментами были кларнет и альтгорн, затем альт-саксофон. Учился затем в Ornstein School of Music и в Granoff Studios как инструменталист и по классу композиции.
Колтрейн играл в разных ночных клубах Филадельфии, но в 1945 году его призвали в армию и отправили служить на Гавайи. На военной службе в течение 2 лет играл в военном оркестре на Гавайях. В 1946 году Колтрейн уволился в запас и вернулся в Филадельфию.
Осенью того же года Джон начал играть в оркестре Джо Уэбба (Joe Webb), а в 1947 году перешёл в ансамбль Эдди Клинхед Винсона (Eddie Cleanhead Vinson) «King Kolax Band». Там же Колтрейн впервые попробовал взять в руки тенор-саксофон.
В 1949 году Джон присоединился к настоящему звёздному составу — биг-бэнду Диззи Гиллеспи и оставался в нём до весны 1951 года, когда Гиллеспи в 1951-м указал ему на дверь (подобно многим джазменам того времени, он постепенно стал наркоманом, что служило причиной конфликтов).
В 1954 году судьба свела его с Майлзом Дэвисом  и вскоре был приглашен в его коллектив.
Сам Джон в то время, как явствует из его позднейших высказываний, чувствовал себя в столь именитой команде не слишком уверенно: «Группа Майлса заставила меня искать. В таком окружении я уже не мог довольствоваться старым багажом. Я ощущал, что мне еще нужно дотянуться до их звучания». И поиски Трейн продолжил с удвоенной энергией. Дэвис с его нестандартным новаторским мышлением сыграл привычную для себя впоследствии роль катализатора творческого вдохновения для своих музыкантов. Но единственный раз, в случае с Колтрейном, ему удалось пробудить к активности талант, по крайней мере равновеликий собственному.
С этим квинтетом Колтрейн сделал множество записей на лейблах Columbia и Prestige. Впоследствии, когда он стал очень известным, его сайдменские записи стали издаваться под его именем, и этот процесс продолжается до сих пор. Из-за пристрастия к героину Дэвис несколько раз увольнял Колтрейна из своей группы, но потом опять приглашал обратно. Окончательно они расстались в 1957 году, что послужило для саксофониста толчком к тому, чтобы больше выступать и записываться самостоятельно.
В этом же 1957 году Трейн издал на лейбле Prestige свой первый сольный альбом, названный «Coltrane», в составе с трубачом Джонни Сплоуном, баритон-саксофонистом Сахибом Шихабом, пианистами Мэлом Уолдруном и Редом Гарлендом, басистом Полом Чамберсом и барабанщиком Элом Хитом. Тогда же, 1957 году, Колтрейн присоединился к квартету Телониуса Монка, а также продолжал работу над собственными альбомами.
В этот период Джон Колтрейн стал культвировать созданную им особую импровизационную манеру игры «sheets of sounds style» (буквально - «стиль звуковых пластов»), основанную на виртуозных «сверхскоростных» волнообразных пассажах, образующих элементы особого рода мелодической линии. Данную технику Колтрейн применил и в опытах по созданию т.н. модального джаза, открывших собой в 1959 (наряду с Орнеттом Коулмэном и Сесилом Тэйлором) фри-джазовую эру.
Он избавился от пристрастия к наркотикам и вновь начал сотрудничать с Майлсом Дэвисом, вместе с которым записал в 1959 году один из лучших в истории джазовых альбомов «Kind Of Blue».
В начале 60-х годов вышел первый альбом Колтрейна, состоящий целиком из его собственных композиций — «Giant Steps». Он окончательно отказывается от работы в других составах и собирает свое комбо в Нью-Йорке, состоящее из пианиста Стива Кюна (которого скоро заменил МакКой Тайнер), басиста Стива Дэвиса и ударника Пита Ла Рока (которого последовательно сменяли Билли Хиггинс и Элвин Джонс). Весь свой последний период творчества Колтрейн играл, кроме тенора, на сопрано-саксофоне.
В 1962 году он подписал договор с лейблом Impulse! Работая с продюсером Бобом Тиле, Колтрейн записал в студии огромное количество материала, которое фирма не была в состоянии издать сразу, но зато постепенно издавала после смерти музыканта. Он развивал свой собственный, почти религиозный, подход к джазу и самым знаменитым альбомом этого направления стала пластинка «A love Supreme» (1964), получившая две номинации на Грэмми и ставшая самой продаваемой его работой.
На протяжении 1960-х Джон Колтрейн неизменно занимал в анкетах джазовых журналов (Down Beat в США, Swing Journal в Японии и др.) первое место среди саксофонистов. В 1965 году был избран в символический "Зал славы".
Последний прижизненный альбом Колтрейна, «Expressions», вышел в 1967 году совсем незадолго до его смерти от рака печени. Джон умер 17.07.1967 в Хантингтоне, штат Нью-Йорк. На похоронах великого музыканта игралиОрнетт Коулман и Альберт Айлер.
Несмотря на относительно короткую карьеру (он стал известен широкой публике только в возрасте 33 лет, а умер, не дожив до 41 года), Джон Колтрейн до сих пор является одной из самых известных и противоречивых фигур джазового мира. Он играл в разных, чуть ли не противоположных стилях, и это служило причиной столь же противоположных отзывов критиков о его музыке. Однако уже давно никто не подвергает сомнению грандиозный вклад Колтрейна в современный джаз и влияние на творчество подавляющего большинства саксофонистов второй половины XX века.
Колтрейн, по существу, создал особый тип экспрессивной сольной импровизации в духе экстатической речитации негритянского проповедника и мелодики госпел-сонгов.
Другой тип мелодии, характерной для Колтрейна, - романтическая балладно-песенная кантилена, в высшей степени эмоциональная, страстно-чувственная, вокальная по природе. Напряженный, темброво-насыщенный «поющий» звук, сохраняющий свою «вокальность» независимо от темпа и технической виртуозности исполнения, — неотъемлемая принадлежность колтрейновского саксофонового стиля, непосредственно выражающая его внутренний мир.
После смерти Колтрейна прихожане храма Yardbird в Сан-Франциско начали поклоняться ему...
The St. John Will-I-Am Coltrane африканская Православная Церковь в Сан-Франциско, известная как "Церковь Колтрейна", является единственной Африканской православной церковью, которая включает музыку Колтрейна и его стихи, как молитвы в литургии.
Многие считают деятельность Колтрейна религиозной. Поборов пристрастие к героину, он сказал, что услышал голос Бога. В 1964 году Джон записал A Love Supreme, альбом оригинального фри-джаза - похвалы Богу ... 
Джон Колтрейн изображается как один из девяноста святых на монументальной иконе «Танцы Святых» в епископальной церкви святителя Григория Нисского в Сан-Франциско. Икона Танцы Святых в 3000 квадратных футов (280 м2) картина выполнена в византийском иконографическом стиле и занимает всю ротонду храма.
Епископальная церкрвь Святого Варнавы в Ньюарке, штат Нью-Джерси, включила Колтрейна в их список исторических черных святых.