...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

пятница, 12 июля 2013 г.

Летней ночью у Летнего сада. Две панорамы






На панорамах можно видеть два известных Петербургских дома: НАБЕРЕЖНАЯ ФОНТАНКИ, №14 и НАБЕРЕЖНАЯ ФОНТАНКИ, №12 (ПЕСТЕЛЯ, №1).
«Это один из лучших жилых домов Ленинграда...» - говорил о нем архитектор Руднев.
Небольшой рассказ об их истории.
"Один из лучших" - такими словами охарактеризовал в 1947 году председатель президиума Академии архитектуры Лев Руднев только что построенное по проекту Евгения Левинсона в соавторстве с Андреем Грушке здание на углу улицы Пестеля и набережной Фонтанки (д.12).
В 1930-х годах стоявший на этом месте дом конца XVIII столетия снесли по причине его ветхости. Существовал оригинальный проект дома с башней, выполненный в стиле конструктивизма Яковом Рубанчиком, однако по ряду причин он был отклонён. Не в последнюю очередь из-за того, что такой дом нарушал силуэт набережной Фонтанки на столь ответственном участке исторического центра.
А через два года после победы в Великой Отечественной войне появился «один из лучших домов Ленинграда». И с этим утверждением архитектора Руднева (автора ансамбля Марсова поля) невозможно, да и не нужно спорить. В нём, поставленном на сохранившемся фундаменте, всё гармонично. Он тактично вписан в исторический облик города — при том что архитектурное убранство его довольно строгое, особенно в сравнении с соседними домами-аристократами. Левинсоновское здание в то же время выглядит весьма монументальным. В нём чувствуется мощь государства, победившего в жестокой войне. Военная тема отражена и в медальонах, украшающих фасад. На них изображены профили советского воина, женщины — труженицы тыла и Нарвские ворота, которые символизируют ратную славу Отечества. Нелишне вспомнить, что Нарвские ворота часто присутствовали на плакатах периода войны и блокады.
Эти медальоны роднят «советский» дом с окружающими, украшенными фамильными гербами и различными медальонами, но одновременно выделяют его как памятник другой эпохи. И в этом тоже огромное достоинство архитекторов. В первую очередь, конечно, Евгения Левинсона, сущность творческой натуры которого тот же Руднев ещё за год до постройки дома на улице Пестеля определил следующими словами: «Одна из самых существенных сторон его работ — это прежде всего искренность, та искренность, которая является основой для всякого искусства».
Фонтанка, 14 - первое значительное произведение (1902-10) Щусева А.В., знаменитого будущего автора Мавзолея.




Комментариев нет:

Отправить комментарий