...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

среда, 13 апреля 2011 г.

Малоизвестная петербургская палладианская вилла. Усадьба Жерновка (дача Безобразовых)

По материалам публикации на сайте ПРОГУЛКИ ПО ПЕТЕРБУРГУ

Адрес: Ириновский пр., 9. Годы постройки: 1780-1790-е
Архитектор: Кваренги Д. (Львов Н. - говорят, есть сведения). Ближайшие станции метро: Ладожская


Я живу рядом и случается, захожу сюда. В здании памятника с трудной историей обитает какой-то с советских времен забытый НИИ. Помещения сдаются внаем (какой-никакой наукой нынче ведь не живут), во дворе стоит странная для этого места тяжелая строительная техника, а во многих помещениях, видимых через мутные окна, громоздятся загадочные пыльные силуэты, неизвестно когда в последний раз передвигавшиеся с целью повозить под ними мокрой тряпкой.
На главной вахте, однако, сидят добродушные бабуськи, которые не только пропустят любопытных, но и не сочтут за труд пооткрывать для вас двери и проводить в актовый зал - главную достопримечательность этого печального сооружения.
Видно, что никакой это не Львов - явные следы "большого приема" - так в Академии художеств на архитектурном ф-те говорили о подлинном художественном произведении. В смысле, поставленная и решенная сверхзадача.
Итальянский темперамент один мог создать этот фантом - среди болот, в глухомани Пороховых - романтическое и чудесное наваждение. С башенками на замковый манер, с боковыми пристройками в форме оранжерей. С прудом в виде экзотической зигзуги.
Давно нет пейзажного парка. Пострадавшее в 20-е годы здание институтские как-то починили, покрасили чем было. Никаких специалистов по охране памятников тут явно никогда не бывало.
Но в этом, возможно, и заключается главная ценность - все что здесь есть, все подлинное.
Загляните!
...Со второй половины XVIII века восточная часть Санкт-Петербурга развивалась как дачная местность. Здесь строили свои усадьбы богатые петербуржцы. Одной из них стала усадьба Жерновка. Название она получила по протекающему рядом притоку Охты - речке Жерновке.

В разное время усадьбой владели стольник Петра I Бутурлин, обер-прокурор Сената Фёдор Соймонов, действительный тайный советник Андрей Жеребцов, известный механик и изобретатель Андрей Нартов. В 1780-1790х годах, когда усадьбой владел надворный советник Михаил Донауров, здесь появились первые каменные постройки. По проекту Д. Кваренги (или Н. Львова) возвели усадебный дом, въездные ворота и павильон-пристань. В состав усадьбы вошёл обширный ландшафтный парк. При Павле I грузинский род Донауровых занимал высокое положение при императорском дворе. В 1838 году Жерновку купила Екатерина Сухозанет, урождённая княжн
72; Бе
83;осельская-Белозерская. В 1844 году усадьба стала приданным дочери генерала Анны Сухозанет, которая вышла замуж за Николая Безобразова. С тех пор и до 1917 года усадьбой владели Безобразовы, их именем иногда её и называют - дача Безобразовых.

При Безобразовых усадьба лишь ремонтировалась. Здесь находилось большое количество хозяйственных построек: оранжереи, ледники, сараи, конюшни, кладовые. Безобразовы Жерновку сдавали дачникам, а сами жили ближе к императорской семье, в Царском Селе. К началу Первой мировой войны усадьба пришла в упадок, за долги опеку над ней взял банк. Один из сыновей Безобразовых устроил около дома полигон для испытаний пороха, а в одной из башенок - артиллерийскую мастерскую.

В 1890 году рядом с усадьбой прошла трасса Ириновской железной дороги, которая в 1920-х годах была перестроена в Ириновский проспект.

Вот как описывали усадьбу в 1920х годах:
"Ещё года два назад в ней цела была и обстановка, и вся внутренняя отделка. И хотя теперь исчезла мебель, пропали зеркала, штукатурка с росписью, но всё же по остаткам мы можем судить о всём былом великолепии этого загородного дворца".

Искусствовед Николай Лансере описывал Жерновку так:
"За городом протянулась плоская болотистая равнина с синеющими далями Сосновки и Лесного с одной стороны и бесконечными полями, теряющимися в тумане болот, - с другой. Выйдя к реке Охте, живописно здесь извивающейся, мы сразу видим стар;инн
99;й дом классического стиля с балконом на колоннах, полукруглыми окнами и башенками на концах флигелей".

В 1922 году главное здание усадьбы частично ремонтировалось. Сюда был назначен смотритель. Однако в 1929-1936 годах здание использовалось как складское помещение и коровник. В 1938 году оно было отдано под общежитие Охтинского лесозавода, галереи для него надстроили вторым этажом. Исчезли въездные ворота и павильон-пристань, пейзажный парк был вырублен.

В 1950 году усадьба была взята под охрану государства как архитектурный памятник. В 1973 году здание отдали предприятию "Оргпримтвёрдосплав", которое обязалось привести его в порядок. Были снесены поздние постройки, проведена реконструкция здания. Работы продолжались около 10 лет: расчищен пруд, вокруг высажены новые деревья. Из пяти парадных помещений восстановлены два: центральный парадный зал и спальня. В 1983 году журнал "Ленинградская панорама" писал:
"... В зоне разрыва жилья от промышленных районов, вдоль живописного берега реки Охты, будет воссоздан, как это и было здесь в конце XVIII столетия, пейзажный парк, украшением которого станет восстановленный реставраторами замечательный памятник архитектуры - усадьба Жерновка. Всё это позволит создать полноценную среду обитания".

До сих пор эти планы не реализованы. При застройке района Ржевка-Пороховые в начале 1980х годов была засыпана речка Жерновка, давшая название усадьбе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий