М.Золотоносов, который был максимально погружен в градозащитную тему,называл эту группу профессионалов "волчьей стаей". Это определённый способ организации, который вроде бы должен служить одному, в действительности производит прямо противоположное. Хотя и называет иногда результат своей работы градостроительными ошибками. Список которых все увеличивается. Авторы которых и те, кто это согласовал, здесь же, никто никуда не делся. И НИКТО не виноват, вот феномен - преступление есть, а преступника нет.
Мастер Каморки
М
(Сам Степан, кстати, мне сказал, что этого не говорил.) Еще, по словам Герасимова, ту же мысль в рамках той же дискуссии якобы изрек и Лев Лурье - правда, добавив слово "говорят".
Сама мысль у меня вопросов не вызывает. Что, разве это не так? Разве градсовет не разбивает в пух и прах проекты иногородних и даже иностранных архитекторов? Что, разве работы людей из своего цеха, особенно пяти мэтров, не проплывают через совет, как ложка по повидлу?
Разумеется, только этой "картельной" идеологией я могу объяснить, почему фактурная и вообще крайне интересная работа Степана Липгарта для Черной речки (на первой картинке) была дважды раскритикована градсоветом, а затем сильно упрощена до такой степени, что заказчик от нее отказался. И ради чего? Ради жуткого унылища, который презентовали сегодня (на второй картинке)?
![](https://i.pinimg.com/564x/80/71/55/8071552884e1ae19becef2c7fc4bccb2.jpg)
![](https://i.pinimg.com/564x/18/be/63/18be636fcd655564ae3a212faa4df325.jpg)
Спасибо, Евгений Герасимов, что вы это произнесли. Понятно, что вы хотели потроллить Липгарта. Понятно, что вы хотели порисоваться своим влиянием (вспоминать историю с Верховным судом и тем, какими путями вам удалось выбить коллегу Максима Атаянца из проекта, я даже не стану).
Но мне приятно, когда такие вещи произносят свои среди своих...
...есть люди, кто искренне полагает, что эти два проекта вообще можно сравнивать. Художественную работу в одном случае, и пустое место во втором. Прежде, при коммунистах, была отличная процедура перед Градсоветом, называлась ДОПУСК. Это чтобы почтенные академики и доктора архитектуры не тратили время на чье-то недомыслие или откровенный стеб.
...нынешние академики все возглавляют собственный успешный бизнес. Отсюда особенности - не профессиональная дискуссия, а инструмент распределения персональной ответственности за сверхрискованные (и сверхприбыльные) решения в ИСЦ*. Притом, потери городской архитектурной ткани - это вообще аргумент из разряда неприличных. "Градозащитник" - есть такое ругательство у профессионалов. Кстати, полезно вспомнить как изменились границы ИСЦ* и ЗРЗ* в новейшее время. Ведь тоже понятно, для чего.
..."Члены круга", как это вы изящно назвали - это и есть своего рода "крыша". Когда опекаемый девелопер уверен в надежности своих вложений, и в их максимальной доходности (которая есть следствие максимального правового риска). Хотя "странные" переходы участков тоже случаются. Этот бизнес так рядом с политикой, что граница почти неразличима.
...соцсети - это безусловная помойка. Они бы могли стать инструментом общественного влияния на архитектуру городов и объединить активную и профессиональную массу горожан и заявить ее в качестве действующей стороны в узкоцеховом архитектурном процессе. Для этого есть все условия, странно, что ничего подобного не происходит до сих пор. Осталось сделать один шаг - объединить градозащитников, экспертов и максимальное число заинтересованных обывателей, все. Свистопляска с градостроительными ошибками закончилась бы тут же. Мастер Каморки
ИСЦ - исторически сложившаяся центральная часть Петербурга
ЗРЗ - зона регулирования застройки: окружающая ИСЦ территория, строительство на которой ведется с учетом специальных высотных ограничений