...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2019/12/16

О петербургских памятниках, агнцах и козлищах

...Все не так драматично, как на снимке, полученном нехитрым запросом в Яндексе "Памятники Петербурга". Многое во вполне приличном состоянии, а великокняжеский комплекс Михайловка (также «Михайловская дача») - и вовсе в прекрасном. После блестящей реконструкции, проведенной Студией 44 и Высшей школой менеджмента СПбГУ. Но речь не об исключениях, а о действительной жизни, где невосполнимые потери происходят ежегодно. 
Мастер Каморки


старинные дачи под петербургом: 10 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках старинные дачи под петербургом: 10 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках
Еще примеры объектов и их состояния здесь


Очевидно - охрана ради охраны абсолютно лишена смысла. Сохраняя никому не нужный дом, выдвигая особые условия использования, затрудняющие его приобретение -  КГИОП обрекает его на разрушение. Тем более, ценностью обладает далеко не все, что построено до 1952г. Видеть в памятнике то, что способно кристаллизовать последующую архитектурную жизнь - в этом задача инспектора.
Второе предложение довольно странное
Ценность (мемориальная, художественная - живописная, пластическая), которая должна резонировать в окружающих ее новых объектах, будучи признаваемой и любимой обитателями этого пространства, быть "городской легендой". А не бессмысленным знаком "фоновой застройки" - такая мертвая "ценность" может только отторгаться и специального режима охраны точно не заслуживает (если новый объект на ее месте сможет объединить квартальное пространство, а не усугубить выпадение из него)
Я про второе предложение. Оно о том, что статус памятника каким-то неведомым образом обрекает дом на разрушение
Обязываясь охранять, ГИОП не обязывается содержать. Это непростая разница.
...Вы инвестор, присматриваете дом, прицениваетесь, получаете документы - а там ограничения по использованию и перепланировке, предметы охраны, обязательства по проведению изыскательских и проектных работ, реставрация, отчетность... Иначе, стоимость приобретения становится несопоставима со стоимостью владения и содержания ОКН. Вы плюете и посылаете уважаемых инспекторов в лес. Так повторяется, пока необитаемое строение не повреждается и не разрушается окончательно. Тогда охрана снимается, а на месте законно появляется красивый стеклянный билдинг. Иногда, чтобы процесс не был слишком утомительным для ожидающих, случаются внезапные пожары, вскрывается кровля для промокания и вымораживания стен... изобретательных людей хватает.
Другой вариант: здание сносится моментально
Просто снести, ни ГИОП такой вариант не устроит - они не при деле, ни бдительную общественность
Тем более, вопрос не СНЕСТИ, а ЗАМЕСТИТЬ. Не одно на другое, а более масштабное художественное образование поглощает более мелкое (с перемещением, видоизменением, включением другим способом - определяется значимостью объекта и его составных частей). Как собственно и было всегда (вспоминаем историю Зимних дворцов, например).
Беречь дровяной сарай мешающий завершить градостроительный ансамбль - это надо, чтобы в этом сарае что-то такое произошло! Какая-нибудь Клара Цаханассьян его бы посетила. А иначе - абсурд. Нет?
Я уже потерял ход мысли, ну да ладно. В общем, факт в том, что статус памятника ещё никогда не приводил к разрушению здания, в отличие от отсутствия оного.
Коротко: Здание, не включенное в хозяйственный оборот (необитаемое, отрезанное от коммуникаций, неотапливаемое, с дефектами кровли и цоколя) разрушается - ВСЕГДА. Не обязательно до основания. Причиной невостребованности здания может быть, в том числе, и статус памятника - как особые требования по его реставрации и содержанию, так и специфика эксплуатации.
...Вспомним заброшенные дачи под Петергофом, статьи "Карповки"
Но при статусе памятника у них есть шанс быть отремонтированным. Примеров множество. При отсутствии статусе заброшенное здание почти гарантированно сносится.
Сам оптимист и люблю оптимистов!
Хотя мысль - что ГИОП умножает культурные потери, а КГА плодит градостроительные ошибки - находит все больше подтверждений (последнее - дом Бубыря на Фонтанке). Иначе - вывеска отдельно, а бытование отдельно. Во любом случае, повторение фамилий, причастных к 95% строящихся в С-Пб архитектурных объектов и членов ГРАДСОВЕТА (и это первое что бросается в глаза) - представляется мне гарантией продолжения этих потерь и в будущем.
...Волки не должны пастись вместе с овцами - мое категорическое убеждение. Архитектурное наследие Петербурга - чрезвычайно высокая ценность, чтобы доверять ее профессионалам.

Объявление для рекламодателей:

Господа, уважая себя, мы делаем честь Вам. Никаких До-зарплаты, микрофинансов, эротики, наркотиков, вайпов, табака, спиртного, игровых, букмекерских и прочих СМИ2. Как и экстремистов, либеральных пропагандистов и революционеров. Если после 10 000 показов рекламодатель не делает никаких ответственных действий, или взносов, его баннер снимается с демонстрации. Мы не так богаты, чтобы спонсировать состоятельных людей и не так бессовестны, чтобы иметь дело с мошенниками. Хотите честную рекламу? Помогайте нам. Взносы принимаются на карту Сбербанка№ 5469 5500 1568 5024

Рекомендации Мастера Каморки:

Захар Прилепин создает общественное движение «За Правду»