


Помимо "афиши", на доме сохранилась вот такая вывеска (внутри разгром, только остатки печи):


Возле дома напротив стоит раритетный автомобиль, как будто специально оставленный здесь для мрачной фотосессии:

В салоне паутина и старые газеты:
Следующий пункт – древнее село Унорож. Еще в XIV веке здесь был основан Благовещенский мужской монастырь (закрыт в 1760-х гг.).

До революции это была деревенька, еще меньшая, чем Ноля. Но вероятно в связи с основанием колхоза «Рассвет» в советское время село расширилось: в 2008 году здесь жило аж 227 человек.

Главная достопримечательность села – не церковь, а городище, на котором она стоит. Еще в VII-VI тысячелетиях до н.э. здесь находилась стоянка первобытного человека, а потом – укрепления раннего железного века. В IX-XI вв. на городище жили финно-угорские племена (меря), а в XII-XIII вв. тут располагалось древнерусское селище. В 2016 году в Унороже проводились археологические раскопки под эгидой РГО, по результатам в сельском музее (единственном в своем роде в Костромской области) была создана постоянная экспозиция находок.

Сама же Благовещенская церковь построена не так давно, в 1814 году.
В отличие от Ноли, церковь сохранилась, но заброшена.


На колокольню, увы, не забраться.
Внутри сохранились остатки деревянного иконостаса:

Рядом находится здание, видимо относившееся к церковным службам:

Внутри – круглая голландская печь, аналогичная сохранившейся в нолинском кинотеатре:


Обрывок старой газеты на стене:
Провозившись пару часов в грязи, добираемся до деревни Ивашково. Дорога сюда реально такая, что даже на УАЗике не стоит пробовать в одиночку. До революции здесь даже было больше жителей, чем в Ноле и Унороже – около 40-50.

Дома есть и покосившиеся, и рухнувшие, и практически целые. В 2008 году здесь еще как будто жили двое человек, но теперь видимо их уже нет.


В домах сохранились русские печи, мебель, личные вещи. Всё ценное, конечно, давно растащено.
Дореволюционная наклейка на старом комоде – возможно, речь о московском «Товариществе Даниловской мануфактуры» (выпускало ткани, создано в 1876 г., национализировано в 1919 г., ныне – бизнес-центр и жилье):

На чердаке – остатки строгального станка:

Практически целый жернов:


И сусеки – ларь для хранения зерна или овощей:
Мутовка, аналог венчика или миксера:

В руинах сарая лежат сани:


Идем дальше по бывшей когда-то улице…
Еще один дом. Справа – русская печь, слева – голландка:

Чугунная плита из печи уже выломана:

От людей остались только их портреты:

Стихи про первую любовь от 1969 года:

Только затемно мы добрались наконец до большого старинного села Ликурга. В первой половине XV в. Ликургская волость принадлежала галичским князьям, сыновьям Дмитрия Донского. После войны Галича и Москвы волость перешла к московскому князю Василию Темному, который отдал её московскому митрополиту.

В XVI-XVII вв. Ликургой владел род Готовцевых. В 1685 г. царский стольник Семен Васильевич построил здесь каменную Троицкую церковь.

Троицкая церковь закрыта, можно полюбоваться только красивым порталом с росписями:


Между церквями стоит родовая усыпальница Готовцевых с 12 гробницами:

Удивительно, что плиты до сих пор сохранились. Здесь захоронены сам С.В. Готовцев, умерший в 1725 г., и его сын Алексей, убитый в сражении под Полтавой в 1709 г.

В середине XVIII в. эти земли перешли к Нарышкиным, которые владели ими до 1861 года. При них рядом был построен еще один храм, Михаила Архангела, ставший зимним.

Здесь даже можно попасть внутрь:



Правда, смотреть особо не на что:
Кое-где сохранились краски росписи:
Только подняв голову, понимаешь, что находишься в старинном крупном храме:

Метки: Костромская область, деревня, церкви