...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2018/07/01

Архитектор Александр Кедринский

Александра Александровича Кедринского: 11 тыс изображений найдено в Яндекс.КартинкахАлександр Александрович Кедринский – известный петербургский реставратор, родился 8 мая 1917 года. В этом году – столетний юбилей со дня рождения Мастера.
Александр Кедринский родился и воспитывался в интеллигентной петербургской семье. Отец, Александр Николаевич Кедринский, был сыном гатчинского священника Николая Григорьевича, исповедника Александра III и великих князей.
Вступив в Красную армию по агитации Троцкого, Александр Николаевич не мог скрыть своего неудовольствия происходящей заменой кадровых офицеров на малограмотных командиров.
Лионский зал премацци: 11 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках
Из-за решительной критики происходящего он был расстрелян. Мать – артистка балета Мариинского театра Александра Ивановна де Лазари – ушла из семьи после расстрела мужа. После смерти отца в 1919 году и вторичного замужества матери Александр был усыновлен своей тетей – сестрой отца – Марией Николаевной Кедринской, которая преподавала французский язык в Вагановском хореографическом училище. По линии матери А.Кедринский – потомок Александра Даниловича Меншикова (его прабабушка – урожденная княжна Меншикова). Позже он попытался продлить эту родственную связь через века, участвуя в конкурсе проектов реставрации Меншиковского дворца. Но выбран был другой проект.
Творческая семейная атмосфера, возможность проявить художественные способности привели Александра в старших классах на вечерние курсы чертежников-конструкторов, после чего в течение года он прошел всю программу архитектурного техникума и утвердился в своем желании стать архитектором.
В 1937-1941 годах Кедринский учился в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (ЛИИКС) на инженерно-строительном факультете, а уже в зрелом возрасте закончил ЛИСИ (1945-1982 – Ленинградский инженерно-строительный институт, сегодня – Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, СПбГАСУ). Он освоил три специальности: художника, конструктора и архитектора. До войны Александр посещал частные художественные студии, которыми руководили ученики И.Е.Репина, М.А.Врубеля и В.Серова.
Когда началась война, Александр Кедринский ушел на фронт добровольцем, воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. Позже – стал фронтовым художником. В апреле 1945 года был направлен в Ленинград для организации выставки фронтовых художников в Академии художеств. О Победе Кедринский узнал в день своего рождения – 8 мая.
Сразу после окончания войны Александр Александрович начал работать архитектором-реставратором: сначала в Государственной инспекции охраны памятников (современный КГИОП), затем – в объединении «Реставратор» и институте «Ленпроектреставрация».
Более чем за 50 лет работы А.Кедринский выполнил многочисленные проекты реставрации – более трехсот объектов. Это здания-памятники в послевоенном Ленинграде: соборы Петропавловский, Никольский, Сампсониевский, Троицкий; Троице-Сергиева пустынь; мосты, ворота и павильоны в Гатчине, Павловске, Петергофе – всего не перечесть. Кроме того, он преподавал в архитектурном техникуме и в ЛИСИ, вел курс «Основы научной реставрации» на архитектурном факультете Академии художеств.
Но самое главное детище реставратора А.А.Кедринского – воссоздание грандиозного дворцово-паркового ансамбля Царского Села. Одно перечисление архитекторов-строителей Царскосельского ансамбля впечатляет: И.Браунштейн, М.Земцов, А.Квасов, С.Чевакинский, Ф.Растрелли, А.Ринальди, В. и И.Нееловы, Ч.Камерон, Д.Кваренги, В.Стасов, А.Менелас, Л.Руска, И.Монигетти. Все великолепие, созданное на протяжении двухсот лет этими великими мастерами, за два года немецкой оккупации было превращено в прах. Дворец представлял собой безжизненную громаду, изувеченную снарядами и практически полую внутри.
Было принято решение начать небывалую по объему и сложности работу по возрождению всего Царскосельского комплекса, и поручили это А.А.Кедринскому и возглавляемому им творческому коллективу реставраторов. В 1957 году он стал научным руководителем и автором проекта реставрации дворцово-паркового ансамбля Царского Села и являлся им до конца своих дней на протяжении 45 лет.
Мы уже писали в других публикациях, что именно последствия Великой Отечественной войны, разрушение памятников и дворцово-парковых ансамблей дало толчок к рождению уникальной Ленинградской школы реставраторов. А.А.Кедринский – один из основоположников этой школы. Он говорил: «Большую роль при воссоздании руинированных памятников играет систематическая разборка завалов, извлечение из них даже мельчайших обломков подлинных деталей отделки с целью возвращения на изначальные места, восполнения утрат и включения в ткань воссоздаваемого объекта». И будет не лишним напомнить его напутствие нынешним реставраторам: «Реставратор не только обязан войти в стиль и эпоху реставрируемого произведения, но и освоить индивидуальную манеру художника прошлого, в совершенстве овладеть его техникой и технологией, в точности повторяя операции и ингредиенты материалов».
Поистине «звездным часом» А.А.Кедринского стало возрождение Янтарной комнаты Екатерининского дворца, которая восстанавливалась по его проекту и под его руководством с 1979 по 2003 год. Для реставрации это было впервые – воссоздание полностью утраченного объекта. Бесценными оказались воспоминания Александра Александровича о состоянии довоенной Янтарной комнаты, которую ему довелось не только много раз видеть в первозданном виде, но и изучать профессионально. Автор проекта воссоздания Янтарной комнаты сумел разгадать цветовую гамму уникального янтарного декора, имея в распоряжении лишь один цветной слайд, изображающий северо-восточный угол, черно-белые фотографии и несколько десятков осыпавшихся янтарных пластин. Мастер внес неоценимый вклад в методику колорирования янтаря, в результате чего воссозданная Янтарная комната имеет многообразную цветовую палитру янтаря – от лимонного до рубинового. Александр Александрович умер через четыре месяца после открытия Янтарной комнаты.
Возрождение Янтарной комнаты не было «штучной» работой, вырванной из контекста Царскосельского ансамбля. А.А.Кедринский был автором проекта реставрации всего Царскосельского комплекса.
В феврале 2017 года был представлен после реставрации фрагмент Лионского зала, который вёл в покои Императрицы. Этот зал – шедевр Ч.Камерона – был полностью уничтожен во время войны. Спасли тогда только лазуритовый гарнитур: 25 предметов интерьера из бронзы и лазурита. Вернулась на свое место и люстра, пережившая годы блокады в подвалах Исаакиевского собора. Проект воссоздания Лионского зала разработал Александр Кедринский 35 лет назад. По мнению специалистов, отделка Лионского зала могла «поспорить» по своей красоте и уникальности с отделкой Янтарной комнаты. Еще много предстоит сделать для этого зала, чтобы он соответствовал своему первоначальному облику, запечатленному в 1878 году Луиджи Премацци. Но проект Кедринского, как основа для воссоздания, существует.
Александра Александровича отличала эрудиция не только в вопросах архитектуры, но и во всех реставрационных сферах, будь то живопись, позолота, лепка или резьба по янтарю. В его проектах виден великолепный рисовальщик и график, который до последних дней безукоризненно воспроизводил на бумаге сложнейшие барочные композиции.
Практически все отреставрированные или воссозданные объекты-памятники Царского Села в той или иной мере хранят в себе частичку тепла Александра Александровича. Это и эскизный проект реконструкции Соборной площади с воссозданием великолепного собора (арх. К.А.Тон,1840), уничтоженного в 1939 году. Это проект восстановления Нижнего, или Пещерного храма Серафима Саровского, расположенного в цокольной части Феодоровского Государева собора. Не обошел вниманием Александр Александрович и разрушенную часовню моряков на Казанском кладбище, выполнив проект ее восстановления. По проекту А.А.Кедринского восстанавливается мемориал, который будет сродни кладбищу Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем: Братское кладбище героев Первой мировой войны, памятники которой практически все утрачены. Этот проект стал одним из последних в жизни архитектора-реставратора.
Бесценным наследием для специалистов стали книги, автором и соавтором которых был Александр Александрович. Особое место среди них занимает труд «Основы реставрации памятников архитектуры». Это своего рода учебник, в котором представлен обширный материал по восстановлению художественной отделки фасадов зданий и их интерьеров, освещены вопросы реставрации и восстановления памятников ландшафтной архитектуры и монументального искусства.
В Церковном флигеле Екатерининского дворца создан мемориальный рабочий кабинет архитектора-реставратора. Создан он в его же рабочем кабинете. Там проводят (по записи) экскурсии, рассказывают о жизни и творчестве Александра Александровича. В витринах выставлены написанные им книги (в т.ч. переведенные на иностранные языки), личные вещи, множество наград и дипломов. В витрине лежит и его Трудовая книжка, которая заканчивается записью о его смерти в 2003 году.
Постепенно возвращаются к жизни воссозданные по проектам А.А.Кедринского павильоны «Эрмитаж», «Грот», восстановлены Антикамеры – парадные залы, примыкающие к Большому залу дворца. Реставратора уже нет с нами, а работы по его проектам продолжаются, их хватит не на одно десятилетие.
Творчество архитектора-реставратора Кедринского отмечено многими наградами и премиями. Но, как вспоминают люди, которых с Александром Александровичем свела судьба, он был прост и доброжелателен в общении, обладал незаурядным чувством юмора, не любил давать интервью.
В 1994 году в Царском Селе появился его первый почетный гражданин – архитектор-реставратор А.А.Кедринский, который на церемонии вручения Диплома о присвоении этого звания сказал: «С Царским Селом меня связывают воспоминания детства и юности. С тех пор я полюбил этот город. Я свыше сорока лет отдал Царскому Селу, врос в него и считаю себя его частью».
Он так и остался в своем любимом Царском Селе. После смерти, последовавшей 22 сентября 2003 года, Александр Александрович Кедринский был похоронен на царскосельском Казанском кладбище.

Искусствовед НРФ «МИР» Р.А. Миропольская
Источник

Объявление для рекламодателей:

Господа, уважая себя, мы делаем честь Вам. Никаких До-зарплаты, микрофинансов, эротики, наркотиков, вайпов, табака, спиртного, игровых, букмекерских и прочих СМИ2. Как и экстремистов, либеральных пропагандистов и революционеров. Если после 10 000 показов рекламодатель не делает никаких ответственных действий, или взносов, его баннер снимается с демонстрации. Мы не так богаты, чтобы спонсировать состоятельных людей и не так бессовестны, чтобы иметь дело с мошенниками. Хотите честную рекламу? Помогайте нам. Взносы принимаются на карту Сбербанка№ 5469 5500 1568 5024

Рекомендации Мастера Каморки:

Захар Прилепин создает общественное движение «За Правду»