...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

пятница, 28 октября 2016 г.

Как Достоевский породил Моторолу и что об этом думают граждане поэты

RR5110-0014R.gifНикто не знает сегодня  Достоевского и Чернышевского настолько, чтобы сразу указать Быкову на дверь

Известный писатель Дмитрий Быков заявил о том, что «поклонение Достоевскому привело нас к Моторолле», потому что это, по мнению писателя, «героизация зла» и «с чего бы мне вести себя морально?». Гражданин поэт также отметил, что культ имморализма, убийства и разрушения «довольно глубоко в русской душе и психологии сидит… это спасибо Достоевскому и как раз всем поэтам так называемой консервативной революции».
Надо сказать, что в своих сентенциях «во всем виноват Достоевский» Дмитрий Быков не нов — аналогичные заявления делал в свое время и либеральный гуру Чубайс: по его словам, «Достоевский представляет собой самый отвратительный национализм».

О Достоевском, русской культуре и немного национализме мы поговорили с литературным и театральным критиком, старшим научным сотрудником Института мировой литературы РАН, доктором филологических наук, основателем Студии Русской Культуры Капитолиной Кокшеневой:

Сегодня доминирует одноразовая культура или культура одного дня, к которой принадлежит и Дмитрий Быков. В этой культуре «все позволено» — любые спекулятивные несовместимости и любая неграмотность. Ни Достоевского, ни Чернышевского с Белинским никто, увы, не знает в достаточной (глубокой) мере, чтобы сразу указать г-ну Быкову на порог. Ведь начнут сомневаться не в Быкове, а в Достоевском, который полагал, что русский народ несет в себе Церковь и Христа. Да, русский народ бывает так «предан мечте» и идее, что позже тратит огромные силы на то, чтобы «поворотить против себя», изжить в себе «злую идею», как Раскольников, разделивший людей на разряды, или как позже мы мучительно отделяли себя от коммунистической утопии. Никто больше Достоевского не сказал о русской нации горьких слов, но и никто глубже не заглянул в русского человека, в Россию, которую он любил и в которую он верил. Состояние «любил» тут ключевое, недоступное нынешним европоклонникам.

«…Поклонение Достоевскому нас привело к Мотороле», — считает Быков, в то время как другой любитель «заголить Россию» высказался с точностью до наоборот: «героизация Чернышевского и стояние на коленях перед Белинским нас привели к Мотороле».

Но все это — от межеумья. Все это, по сути, эффектное (чтобы заметили) и абсолютно бездоказательное пустоговорение. Моторола принадлежит русскому миру, безусловно, но совсем иначе, чем, сидя в московских квартирах, мыслят производители мыльных пузырей, которым принципиально и лично недоступен героизм, но только «гордый взор иноплеменный». И он тоже, увы, давно культивируется внутри России (с де Кюстина).

В отношении к Мотороле (как и к Крыму, как и к родине) есть то живое русское чувство, которое накапливалось в нашей жизни, столь трагичной весь XX век. Никакой «эстетизацией зла» не занимался Достоевский и не занимаются те, кто читает его и опирается на его мысли.

Мне уже приходилось писать об эстетизации Майдана нашими «культурными европейцами». Копили зло в нашей культуре они — пересмешники, к которым и Быков, несомненно, относится с его романами («ЖД», например), а также и его визави — нелюбитель Чернышевского с его «Русскими цветами зла». И у того, и у другого зубоскальство касается всего: русской истории и армии, церкви, народа, образа жизни.

В общем, в России для них всегда дело дрянь, чего не коснись. Они, эти г-да, попросту снова хотят от нас отречения. В 1917-ом — от Царя и «старой России». А теперь аппетиты возросли — на повестке дня стоит отречения от русской классики, от ее ясных, хотя и сложных, смыслов, помогающих нам понять себя и вежливо, но решительно сказать «не хочу и не буду» тем, кто призывает нас к подменам и отречениям.

КОКШЕНЁВА Капиталина
Источник: 
______________________________________________

Известный писатель Дмитрий Быков заявил о том, что «поклонение Достоевскому привело нас к Мотороле», потому что это, по мнению писателя, «героизация зла» и «с чего бы мне вести себя морально?». Гражданин поэт также отметил, что культ имморализма, убийства и разрушения «довольно глубоко в русской душе и психологии сидит… это спасибо Достоевскому и как раз всем поэтам так называемой консервативной революции».

Специально для сайта RusNext данные заявление прокомментировал писатель-фантаст Михаил Харитонов:

На мой личный взгляд, Дмитрий Быков, безусловно, некогда талантливый поэт и, может быть, интересный писатель, в течение многих лет старательно прилагал огромные усилия для того, чтобы окончательно прописаться среди единственной среды, которую он считает нужной и интересной, — либеральной тусовки.

К сожалению, по какой-то неведомой мне причине полное вписывание в эту среду обычно не обходится без того, что человек талант свой теряет.

Быков, опять-таки на мой взгляд, к сожалению, — таки добился своей цели, то есть, в среду вписался, но полностью задавил в себе не только талант, но и хороший вкус. Поэтому соответственно сейчас он изрекает чудовищные пошлости, которые, наверное, лет 10 назад не сказал бы.

С другой стороны, хотел бы сказать, что именно эта мысль Быкова мне кажется не лишённой смысла, потому что в самом деле великие ценности русской литературы, в том числе и Достоевский, буквально взывают к тому, чтобы появились достойные этих ценностей люди.

Моторола — безусловно, герой, это человек, о котором можно сказать, что он, да, не один, но и он тоже в определённой мере спас честь русского народа.

Я очень хорошо помню, например, разговоры о том, что русские вообще не способны помогать своим, что у них полностью отсутствует интерес друг к другу, что это жалкие, трусливые, ничтожные люди. После Русской весны, после Моторолы — так уже сказать нельзя, и в этом отношении, конечно же, связь между Достоевским и Моторолой достаточно очевидна.

Увы, вряд ли творчество Быкова породит людей, скажем так, которые не то чтобы были равны Мотороле или хотя бы достойны его, но и вообще которых можно было бы разглядеть даже в микроскоп.

ХАРИТОНОВ Михаил

Комментариев нет:

Отправить комментарий