...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

суббота, 4 июня 2016 г.

«Еретический» Всеправославный собор и «христианский мир». О новом раскольничестве в РПЦ

На окраинах Московского патриархата растет недовольство Всеправославным собором. К чему оно приведет?

«Уже из названия можно сделать вывод, что существует некий «христианский мир», а Православная Церковь — всего лишь его часть. Таким образом, совершенно размытым становится понимание термина «Церковь», а также вводится чуждый для святоотеческой традиции и Предания термин «христианский мир», — говорится в письме. — Также, из названия, можно сделать вывод, что христианином можно быть и вне Православной Церкви. А, кроме того, совершенно непонятно, идет ли речь в документе об единой Церкви, или о Православной Церкви и «Церкви», в которую входит «остальной христианский мир».

Каменец-Подольская епархия Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) подвергла критике документ Всеправославного собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и членство во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ). В открытом обращении к верующим, епархиальные священнослужители называют документ «полностью противоречащим учению Христа» и призывают к его пересмотру.

Вне Церкви не может быть никакого «христианского мира», ведь сама Церковь и является, в собственном смысле этого слова, этим миром. А вот «остальной», так называемый «христианский мир», во все века именовался Церковью еретиками, раскольниками и отпадшими от общения со Христом. Не называя вещи своими именами документ, в данном случае, свидетельствует о ложной и никому не нужной толерантности, заключают авторы письма. «Православная Церковь содержит всю полноту истины. Поэтому, необходимо внести в текст изменения, чтобы у пребывающих вне церковной ограды людей не создалось впечатления, «что нет необходимости искать пути возвращения в лоно «Единой, Святой, Вселенской и Апостольской Церкви — Церкви Православной».

По мнению авторов письма, выражение Соборного документа о том, что «Православная Церковь… принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие» не соответствует действительности. Далеко не вся Церковь принимала участие в этом движении, подчеркивают они. Кроме того, известно об огромном количестве святых и мирян Церкви, которые выступали и выступают против экуменизма — документ сознательно умалчивает об этом.

Противоречит учению святых отцов и фраза документа о том, что «двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь… основываются на её православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов». Авторы письма сообщают: «Как уже говорилось выше «православное самосознание» уже давно владеет методом «восстановления единства христиан». Это покаяние и отказ от заблуждений, который как раз и зиждется на основе веры и предания Церкви. Тогда о каком поиске идет речь?»

Принципы отношений с «остальным христианским миром» в духе данного документа сформированы на основании надуманных лично-унизительных позиций и являются попыткой избежать обвинений в узко-конфессиональном фанатизме, заключает послание Каменце-Подольской епархии.

Авторы письма призывают пересмотреть позиции Соборного документа, а вместе с тем — отмежеваться от участия во Всемирном Совете Церквей, чью работу положительно оценивает документ. В противном случае, по их мнению, Всеправославный Собор примет «экуменическую ересь, содержащую в себе ересь глобализма, религиозного и политического конформизма» и возведет ее в разряд православного вероучения.

Интересно, что протесты против документов Всеправославного собора внутри Московского патриархата раздаются всегда на его окраинах. В феврале 2016 года против документов Собора выступил украинский епископ Банченский Лонгин, известный в православном мире делами благотворительности. По его словам, принятие этих документов на Архиерейском соборе Русской православной церкви в феврале 2016 года совершилось фактически без обсуждения.

— Мы там сидели, и нас никто не спрашивал. Когда мы подняли вопрос и сказали: «Ваше Святейшество, тут большие догматические ошибки — как мы идем на этот Собор? В ответ нам сказали: «Всё! Молчите, садитесь! Всё решено! Всё проголосовали, всё уже прошло!» ... нас там посадили, и мы ничего не могли там говорить… Это хуже, чем во время коммунистов», — заявил владыка Лонгин и затем отказался поминать патриарха Кирилла за богослужением. Вслед за ним «еретическим» грядущий Собор назвали также митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Украина) и епископ Унгенский и Ниспоренский Петр (Молдавия).

Протесты окраин Московского патриархата (в то время как в той его части, которая находится внутри границ РФ, по вопросу о Соборе царят тишь, безмолвие и единогласие) могут привести к далеко идущим последствиям. Не секрет, что православная церковь на Украине находится в ситуации жесткого прессинга: президент Порошенко не раз заявлял о необходимости иметь независимую от Москвы церковь, на православных давят общественное мнение, радикалы-националисты, а Константинопольский патриархат уже зондирует почву для создания автономной церкви под своей юрисдикцией. В подобной ситуации находятся и православные Молдовы, где свои права на эту каноническую территорию Московского патриархата предъявляет Румынская православная церковь.

Если та соглашательская атмосфера Архиерейского собора, о которой говорил епископ Лонгин — хотя бы отчасти правда, Московская патриархия может столкнуться с расколом на своих окраинах уже в самой ближайшей перспективе. Голоса против документов Всеправославного собора поднимают многие Поместные церкви. И то, что в Московском патриархате предпочитают этого не видеть, может стать последней каплей для епископов вроде Лонгина и Петра, которые не будут молчать, если увидят искажение вопросов веры. И тогда они обратят свои взоры (и взоры своей паствы) туда, где их давно ждут и с радостью примут — будь то Румыния или Константинополь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий