...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2015/11/06

Тула. Из Горшкова в Машково через Денисово


Небольшой рассказ о тройке красно-кирпичных с белокаменной отделкой церквях, расположенных между городами Ясногорском и Венёвом Тульской области. Места те довольно-таки известные, можно сказать, у многочисленных туристов наезженные. Но, оказавшись там в погожий день, и мы проторенными тропами прокатились по местным достопримечательностям. Правда, несмотря на храмы "приятной наружности", места не западают в душу (это вам не Вологодчина с Костромской землёй), поэтому сегодняшний отчёт без краеведческого материала.

В тот прекрасный солнечный день, столь несвойственный нашим поездкам, оказались мы в этом районе случайно (наверное, поэтому и небо ясное, что случайно) и по дороге вспомнили, что ещё четыре года назад, осматривая здешние интересности, нам весьма не повезло с погодой. Поэтому было решено вновь прокатиться как по старым местам, так и заскочить в новые, тем самым исправить получившиеся в 2011-м скверные фоточки на более художественные, благо время позволяло, а погода требовала. Первым делом покатили в село Горшково, что в 60 км от Тулы. Село и в наши дни крупное, вроде как и неплохо живущее, по крайней мере в летний период. В центре села, на небольшой возвышенности, возле речной запруды, среди лесных зарослей спрятался всеми забытый храм Воскресения Христова.

олнце, в лице Дажьбога (славянский бог солнца, податель тепла и света), разыгралось и ниспосылало лучи благодатного тепла.
Для началу мы погладили местную жительницу, в отличии от нашего спрятавшегося в тени железного коня, предпочитающую погреться в лучах жаркого солнца. А задобрив загорающую коровку, пошли к запруде Полевой Веркуши искупаться.

А вот и сам храм, замечу, немаленьких размеров. Ещё по приезду стало ясно, что с южной стороны фасад полностью скрыт кустарником, поэтому на предмет маскировки, а точнее её отсутствия, решили проверить северную сторону.

И тут нам повезло — поднявшись в горку, перед нами открылся прекрасный (для любителей заброшенного, конечно) вид церковных руин, утопающих в зелени. Храм по своим формам, бесспорно, лишён изящества и весьма громоздкий. Но нарочито массивные архитектурные формы (особенно мощные белокаменные полуколонны), определённо, выделяют его из массы простых красно-кирпичных сельских храмов, придавая тем самым свою уникальность.



Вблизи здания храма создаётся ощущение, что ты возле то ли дворца-крепости в древней Руси, то ли возле царских палат.
Меж тем проникаем в чёрное нутро...

Для наглядности масштаба внутренних объёмов поставил почти что в центре бессменную для этого дела Катю.

Чуть было не позабыл об исторической части. Собственно, об этом мало что известно. Ойконим (вид топонима) данного села неизвестен. До постройки здесь в 1860 г. деревянного храма Горшково считалось деревней и входила в состав прихода села Глебкова Венёвского уезда, что находилось в 7 верстах отсюда. В виду отдалённости того храма жители деревни Горшкова решили в итоге «устроить свой собственный храм и купили на собственные средства деревянный храм в селе Григорьевском Каширского уезда, где он в это время был упразднён по случаю устройства в оном селе каменного храма. 24 июня 1860 г. храм был устроен и освящён во имя св. муч. Параскевы. С сего времени деревня Горшково стала селом...».

Отдельно стоящая колокольня с основным объёмом связана красивым арочным сводом в древнерусском стиле.

Поскольку первоначальный храм был деревянный, то нередко подвергался разного рода обновлениям как снаружи, так и внутри. Однако через 27 годков из-за частого ремонта и, по всей видимости, непрочности храма было решено построить новый каменный. В 1877 г. заложили фундамент, а окончили строительство дошедшего до наших дней кирпичного храма в 1899-м. Ну, а мы покидаем сие творение древних мастеров...

...и лесными тропами направляемся в следующее село — село Денисово. Не могу не уделить внимание прекрасным видам, окружавшим нас по сторонам.

А вот мы уже и в селе Денисово. Как видно из отчёта, жилую застройку мы не снимали, ибо ничем она не примечательна. В советский период Ясногорский район, к которому относятся данные селения, был не только промышленным, но передовым сельскохозяйственным. Так что дореволюционная застройка в большинстве своём ещё тогда сменилась на дома 50-х годов XX столетия. Меж тем пред нами предстала Покровская церковь.

О годах возникновения поселения и отчего оно получило своё именование сведений не сохранилось. Из истории самого храма: «Неизвестно, когда и кем построен был первый храм..., но несомненно, что он существовал уже около 1700 г., как это видно из надписи на старинных царских дверях, пожертвованных прихожанином этого села Григоровым в 1709 г. Какой это был храм, в какое наименование был посвящён, сведений не сохранилось. Но в 1736 г. этот храм или обновлялся, или заново был перестроен... В 1826 г. по тесноте и ветхости капитальных стен, этот храм был перестроен вновь тщанием прихожан и освящён во имя Покрова Пр.Богородицы». Получается, что существующий в наши дни храм уже третий по счёту, ибо как следует из надписи на одном из столбов внутри храма: «1916 года сентября 25 дня освятился храм сей. Настоящий храм во имя Покрова Пр.Богородицы освящён пред поздней литургиею высокпр. Парфениемъ архиепископом Тульским и Белевским... Начался же строится храм сей... в 1898 г.»
На этот раз внутрь залезать не стали. Ещё в 2011 г. немногочисленные уцелевшие фрагменты росписи были плохой сохранности. Сейчас, думаю, и подавно.

Паперть не сохранилась, но весьма достойно выглядит притвор в русско-византийском стиле.
Не задержавшись и там надолго, через 20 км останавливаемся уже с другом селе — Машково, на берегу реки Долбиловки (не слишком оригинальное название дали русские реке; от того и не замечаешь их — другое дело дославянские гидронимы, особенно угро-финские племени меря).

К сожалению, и здесь нет сведений, когда возникло село и почему получило такое название. Известно лишь, что село Машково при реке Беспуте (правда, Беспута протекает от современного села в 5 км.) в XVIII веке числилось за дворянами Челищевыми. А перед нами очередной заброшенный храм Тульской области — церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.

Первоначальный храм именовался во имя Покрова Пр.Богородицы и в камне был построен в 1805 г. на средства г-жи Челищевой, вместо бывшего до того деревянного храма. В конце XIX века на южной стене храма ещё можно было прочесть следующую надпись: «Сей храм начала строить в 1799 г. бригадирша Ксения Ивановна по отцу Яковлева, а по мужу Челищева, по смерти довершил и освятил в 1805 г. двоюродный её брат, статский советник Пётр Дмитриевич Хвощинский. Кто из смертных сие станет читать, тот должен о себе размышлять, что ты здесь живешь не вечно, дни твои летят скоротечно, в храме хвалу Богу воздай и умерших души поминай, они на премудрость Творца взирают, поют со Ангелы, тебя ожидают».

Внутри храма пусто и скучно. Проходим его насквозь и перед нами — вид фасада с западной стороны.

Стоит отметить, что приходы здешних храмов были немногочисленны — порядка 700 прихожан (конец XIX века), в отличие, скажем, от вологодских, где приход составлял, порою, полторы - две тысячи душ. Всё потому, что здесь плотность населения была выше, а церквей — на каждом шагу. Вот и сейчас, во времена всероссийского всеобщего воцерковления, стоят в этих краях сотни невостребованных заброшенных культовых зданий.

Построенный К.И. Челищевой храм, по живому устному преданию, был громадных размеров и требовал больших сумм для ремонта и поддержания в порядке. Что, видимо, было не под силу новому владельцу села. Потому как в 1850-х землевладелец Машкова гвардии полковник Пётр Крюков частично разобрал и перестроил тот большущий храм. А перестроенный храм, дошедший до наших дней в видоизменённом от времени состоянии, был освящён уже во имя Св. Живоначальной Троицы.

На этом, собственно, мой мини-пост заканчивается. Бросаем последний взгляд на неказистые объёмы церкви, которую спасает лишь её белокаменный декор и направляемся далее. Но о том, что мы увидели "далее" будет далее, т.е. в последующем отчёте.

При создании поста использован материал ГПИБ «Приходы и церкви Тульской епархии, 1895 год»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Отец Андрей Ткачёв о Владимире Путине - божий человек на своем месте

...Без раболепства и чинопоклонства. Здравый и трезвый поп о государе и текущем моменте.    Мастер Каморки