...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

четверг, 9 июля 2015 г.

Вс.Чаплин, читающий БГ, и БГ, читающий газету, где "...сама православная церковь... говорит, что России нужна война. Какая же сволочь!"

Пишет диакон Андрей Кураев (diak_kuraev)
Чаплин и страдания
Начало дискуссии:
1-1. прот. Вс. Чаплин: "Если общество живет в условиях относительного мира, спокойствия, сытости, какое-то количество десятилетий — пару, троечку — оно может прожить в условиях светскости. Мир долгим не бывает. Мир сейчас, слава Богу, долгим тоже не будет. Почему я говорю «слава Богу»? Общество, в котором слишком много сытой, спокойной, беспроблемной и комфортной жизни, — это общество, оставленное Богом. Это общество долго не живет. Сам Бог, вмешавшись в историю и послав страдания, которые в этом случае пойдут на пользу, позволят опомниться тем, кто слишком привык жить тихо, спокойно и комфортно. Придется пожить иначе".
http://diak-kuraev.livejournal.com/861173.html
1-2 Он же: "война — это всегда плохо, но лучше война, чем сытая самоуспокоенность. Лучше страдания, чем горделивая самоуверенность. Лучше война, чем несправедливый мир".
http://snob.ru/selected/entry/93638/page/4
2-1. Борис Гребенщиков: "И вот я и думаю, что мы, кажется, вступили в новую фазу жизни. Потому что на днях, как вы, наверное, слышали, наша церковь в лице блестящего пресс-секретаря патриарха объявила: "Слава Богу, что скоро будет война!"
Это правда. Церковь объявила, что страдания пойдут на пользу народу. По-моему, они взбесились. Много денег плохо действует на мозг. Они считают, что имеют право говорить и решать за народ. Они считают, что имеют право решать от вашего имени. Они считают, что имеют право делать вас пушечным мясом. Я не думаю, что они имеют такое право. Такое право им никто не давал. И я молюсь, чтобы ночь в их головах сменилась рассветом."
2-2 "Читаю в газетах, что сама православная церковь в лице своего великого секретаря говорит, что России нужна война. Какая же сволочь! Слава Богу, что есть много священников из России, которые говорят: "Спасибо, что вы сказали, что мы так не думаем". Сразу вспоминаешь, что много лет тому назад мой близкий друг написал песню, которая удивительно подходит к сегодняшнему дню", - сказал Гребенщиков и исполнил песню "Безъядерная зона" Виктора Цоя, которая в 1984 году на втором фестивале Ленинградского рок-клуба была признана лучшей антивоенной песней.
http://www.newsru.com/cinema/08jul2015/bgchap.html
3. Пацифизм Бориса Гребенщикова далёк от истинного христианства, сказал «Русской службе новостей» протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, музыкант идёт по неправильному пути, стремясь к душевному комфорту и спокойствию.
«Я надеюсь, что Борис Борисович в своей жизни столкнётся с чем-то, что позволит понять: самоуспокоенность, душевный комфорт — всё это только мешает человеку увидеть настоящую цель, которая состоит в достижении вечной жизни, по отношению к которой нынешняя жизнь — это лишь вступительный экзамен. И если человек живёт слишком спокойно и сыто и слишком сильно подвержен душевному комфорту, это значит, что господь его оставляет, а когда испытания приходят, тут господь посещает», — пояснил священник.
Он добавил, что настоящие христиане придерживаются противоположной позиции.
«Слова Бориса Борисовича оставим на его совести. Мы с ним расходимся мировоззренчески, как и все православные христиане, думаю, с ним мировоззренчески расходятся. Пацифизм, который он, по сути, исповедует, весьма далёк от истинного христианства, которое предполагает защиту своей семьи, своего отечества, своих близких с оружием в руках. И надо прямо сказать, что христианство противоположно обывательскому идеалу спокойной и сытой земной жизни», — добавил Чаплин.
По мнению священника, высшие силы могут вмешиваться в историю в тех случаях, когда люди отклоняются от правильного пути.
«Многие считают, что Великая Отечественная война стала божьим наказанием за грехи цареубийства, отступления от бога и прочие грехи, которые произошли в нашей стране после 1917 года, в том числе грехи массовых гонений на церковь и невинных людей. И если кто-то считает, что, живя богато, спокойно, заботясь о своём душевном комфорте, который проповедуют сторонники религиозных учений, к которым близок Борис Борисович Гребенщиков — это что-то самодостаточное, эти люди неправы. Господь ещё не раз может вмешаться в историю, чтобы показать людям, что сытая и спокойная земная жизнь и ложный душевный комфорт являются на самом деле обманчивыми, это перевёрнутая логика. Такое вмешательство нужно для того, чтобы люди поняли: главная жизнь — это не эта жизнь, а жизнь вечная, которая достигается истинной верой и добрыми делами».
http://rusnovosti.ru/posts/379279
***
Есть два повода поблагодарить о.Всеволода:
- за то, что он не назвал Гребенщикова "сволочью" в ответ;
- за то, что обновил дискуссию о христианском отношении к страданиям.

Вообще о христианском отношении к страданиям см. http://diak-kuraev.livejournal.com/872054.html
Но есть нюансы:
1. В тезисе о том, что избыточная сытость может притуплять мозги и сердце, нет расхождений у о. Всеволода и БГ. Он же сказал: «Много денег плохо действует на мозг».
2. Я не уверен, что личный опыт боли и страданий у о. Всеволода больше, чем аналогичный опыт БГ.
3. Есть вещи, право на произнесение которых надо заработать жизнью. Если бы сказанное о. Всеволодом прозвучало с многолетней страдальческой больничной постели о. Кирилла Павлова – эти слова были бы святы. Человек имеет право делиться своим опытом. В том числе и опытом боли: смотри, моя боль помогла мне, если хочешь, приими и ты это лекарство… Но см п.2.
4. Златоуст говорил, что тот, кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости. Но вряд ли уместно благодарить Бога за страдания соседа. Расшифровывать книгу горьких чужих судеб и переломов можно лишь, обладая даром прозорливости. То, что у о. Всеволода есть право на пользование депутатскими залами в аэропортах, я знаю. Но есть ли у него дары прозорливости и пророчества? Простите, что перехожу на личности, но в таких вопросах это неизбежно.
5. То, что допустимо отрешенному от мира о. Кириллу, не очень к лицу о. Всеволоду. Ибо слишком легко к его богословских упражнениях проглядывают не духовные, а чисто политические контекст, подтекст и цель. Давай, Кремль, веди нас на войну и в кризис, мы убедим народ, что это всё к лучшему!
6. И вновь напоминаю, что Церковь ежедневно и многократно молится именно о мире и благополучии людей и стран, а вовсе не скликает на их головы скорейшие «спасительные» невзгоды. Вот молитва, что мы уже более года ежедневно читаем об Украине:
«Господи, избави люди Твоя от междоусобныя брани, утоли кровопролития, отврати належащия беды. Лишенныя крова введи в домы, алчущия напитай, плачущия утеши, разделенныя совокупи. Скорое примирение яко щедр даруй. Ожесточенных сердца умягчи и к Твоему познанию обрати. Мир Церкви Твоей и верным чадам ея подаждь».
По Чаплину надо молиться о чем-то противоположном.
7. Желает ли о. Всеволод спасения своим коллегам и друзьям – церковным випам? Еще памятно, как яростно он защищал их право на пользование лимузинами, особняками и прочими предметами потребления класса люкс. Неужели в аду он видал своих сановных собу…собеседников?
8. Церковь восхищается теми, кто добровольно избрал путь нищеты и странничества – монахами и юродивыми. Но не требует этого ото всех своих членов. И это отсутствие единого стандарта аскетизма и есть черта, радикально отличающая Церковь от мира тоталитарных сект.
Так что формула «христианство противоположно обывательскому идеалу спокойной и сытой земной жизни» слишком узка. Большинству своих членов (в том числе и священников) Церковь предлагает не отказ от «спокойной и сытой земной жизни» ради веры, а совмещение ее с упованием на Высшее и лучшее. Если встанет выбор – «крест или хлеб», от «хлеба» надо суметь отказаться Но Промысл Божий может провести целые поколения мимо такого выбора. И тем не менее привести их ко Спасению.
Процитирую очень настрадавшуюся по жизни Марину Цветаеву (да, она не «учитель церкви», но ту она очень и по христиански права):
Ибо надо ведь — хоть кому-нибудь
Дома — в счастье, и счастья в дом!
Счастья — в доме! Любви без вымыслов!
Без вытягивания жил!
Счастье— в доме! Любви, не скрашенной
Ни разлукою, ни ножом.
На развалинах счастья нашего
Город встанет — мужей и жен.
Ибо надо ведь — хоть кому-нибудь
Крыши с аистовым гнездом!
А вот официальный документ, в написании которого принимал участие о. Всеволод прошлом тысячелетии:
«Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира… Церковь уповает, что совместное благотворение ее соработников и окружающих людей подвигнет к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание» (Основы социальной концепции РПЦ. 1,4).
9. Что такое «душевный комфорт»?
Совесть не язвит тебя? Но разве это всегда плохо? Зуб не болит или когда он мертв или когда он здоров. Может быть душевный комфорт у духовного самоубийцы. Но душевный комфорт может быть равен «миру в душе» у человека, изгнавшего из себя избыточные желания.
То состояние, к которому ведут заповеди блаженств, разве не есть истинный «душевный комфорт»?
И даже если не брать столь высокую планку – что плохого в современных дауншифтерах, отказавшихся от бесконечного роста доходов и потребления?
10. Мир справедливым не бывает. Ибо ни один мирный договор и ни одна капитуляция не вернут матерям убитых сыновей. Русский народ не сдуру сказал, что худой мир лучше доброй ссоры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий