![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5205/29878574.1ad/0_aea60_3bfaabde_XL.jpg)
Первоначально вторым названием посту хотел приписать "Езьско – Гоголь и мы".
Как следует из названия (вместе с Гоголем и нами), данный отчёт будет сразу о многом. А в частности: о высокого художественного уровня храмовой живописи "Небесный Иерусалим" и других, воспроизведённых местными мастерами иконописи по гравюрам Карольсфельда; о селе Алабузино и его заколоченных церквях; о древнейшем селе Еськи (ранее – Езьско) и внушительных размеров храме с его изумительной картиной; а также речь пойдёт о духовном наставнике Гоголя – священнике Матфее, оказавшем не столь благополучное влияние на писателя.
На фото ниже – творение тверских иль бежецких иконописцев – композиция "Изгнание торгующих из храма". Но об этом чуть позже. А начнём с настойчивости Катерины и её желании, несмотря на пасмурное небо, снова поехать куда-нибудь подальше. В итоге, на прошлых выходных мы сгоняли в три далёких тверских села. Выезд состоялся, как обычно, в 5:30 утра прямиком из центра столицы. Жутко вспоминать как доехали: метель была сильнейшая, видимость – десять метров, даже подумывали: а не остановиться ли нам да переждать? Но поскольку такая непогода накатывала лишь периодически, останавливаться не стали и худо-бедно к полпервого дня докатили-таки до села Княжево, расположенному на окраине города Бежецка.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/53/29878574.1ac/0_ae9f7_80eb04db_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6001/29878574.1ac/0_aea18_ee4c4ea1_XL.jpg)
Внешне здешний храм, ну, совсем не привлекателен. Настолько, что кроме фото колокольни иных фоток не будет. Вообще данный пост в какой-то степени обобщённый. Все представленные сегодня церкви и их роспись можно увидеть более детально в моих старых постах, ибо сюда мы приехали повторно (ниже будут ссылочки). Итак, мы возле церкви Благовещения 1776 г. постройки, хотя сооружение приделов и колокольни продолжалось до 1804-го. В дальнейшем храм не раз перестраивался. Но примечателен он, конечно же, не своими переделками, а сохранившейся до наших дней великолепной работы росписью.
Несмотря на годы забвения и использования под колхозные нужды, удивительным образом уцелела сочных красок роспись, выполненная в духе академической живописи. В основном она сохранилась на сводах (стены забелили в советское время).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16102/29878574.1ac/0_ae9e3_b52e3d51_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15481/29878574.1ab/0_ae9e1_bae86b34_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15494/29878574.1ac/0_ae9ef_41f15186_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16103/29878574.1ac/0_ae9f4_2778214b_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15596/29878574.1ac/0_ae9ee_b7e7c7b7_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15494/29878574.1ac/0_ae9ec_6d8c8968_XL.jpg)
Живопись писалась в разное время, поэтому датируется как серединой, так и концом XIX века. В большинстве своём роспись выполнена по гравюрам Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Т.е. тверские иконописцы копировали западные произведения, но тем не менее, надо отдать им должное: на селе не часто встретишь столь высокий уровень работ.
Перед нами – четыре евангелиста, изображённые на западном своде центрального нефа.
На своде алтаря трапезной – архангелы Иегудиил, Рафаил, Селафиил Уриил, поклоняющиеся всевидящему оку (треугольничек Бгъ).
Наиболее выдающиеся композиции находятся на западном своде средней части храма.
Стоит обратить внимание, что картины заключены в рамы, обрамлённые изящными гризайльными орнаментами.
Перед нами – четыре евангелиста, изображённые на западном своде центрального нефа.
На своде алтаря трапезной – архангелы Иегудиил, Рафаил, Селафиил Уриил, поклоняющиеся всевидящему оку (треугольничек Бгъ).
Наиболее выдающиеся композиции находятся на западном своде средней части храма.
Стоит обратить внимание, что картины заключены в рамы, обрамлённые изящными гризайльными орнаментами.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5646/29878574.1ad/0_aeac6_ab19df20_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1/29878574.1ac/0_ae9e6_5550997a_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15562/29878574.1ac/0_ae9e5_5cef95f6_XL.jpg)
"Небесный Иерусалим" – Блаженны те, кто будут приглашены на брачную вечерю Агнца...
"Сошествие Святого духа" "Снятие седьмой печати"
Общий вид, дабы иметь представление о том, где именно сохранилась роспись.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17914/29878574.1ab/0_ae9cc_d1a4741e_XL.jpg)
Центральный свод среднего нефа занимает композиция "Нагорная проповедь", а над входом в основной объём – благословляющий Саваоф.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15555/29878574.1ab/0_ae9e2_27f28af_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15483/29878574.1ab/0_ae9d6_85bde14a_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15567/29878574.1ab/0_ae9d1_dc85b3ce_XL.jpg)
Роспись на своде одного из приделов.
Первоначальный объём храма. Ехать переснимать роспись зимой, было безусловно ошибочным решением. Не учли мы, что стены будут покрыты инеем, из-за чего картины сейчас выглядят весьма блёкло.
Свод алтаря занят композицией "О тебе радуется". К сожалению, из-за инея не передать её насыщенный колорит.
Но, как я уже упомянул, в подробностях и без инея роспись можно увидеть в старых постах.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16116/29878574.1ab/0_ae9dc_3f074d34_XL.jpg)
После Княжево наш путь лёг на север от Бежецка – в село Алабузино. Здесь, в западной части села, у обрывистого берега озера Равленского, расположен храмовый комплекс, состоящий из двух церквей и приходской школы. Первым нас встретил деревянный амбар, а чуть поодаль предстала необычного вида церковь, больше похожая на усадебный дом, нежели на культовую постройку.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15585/29878574.1ab/0_ae9c6_e4161a51_XL.jpg)
Это – Смоленская церковь, выстроенная, возможно, по проекту губернского архитектора А.А. Трофимова в 1808-1816 гг. По приезду-то оказалось, что этот храм да рядом стоящий закрыты, а окна наглухо заколочены. Ну, хорошо, что мы успели побывать внутри ещё в 2012 г. И хоть и есть там уцелевшая роспись, сохранность её уже тогда оставляла желать лучшего.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15550/29878574.1ab/0_ae9c4_14ffe593_XL.jpg)
В сотне метров от Смоленской церкви громоздится Троицкий храм. Возводился он с 1765 по 1781 гг. Колокольня же строилась и того дольше – начата была в 1801 г. подрядчиком из Торжка Гаврилой Пономарёвым, да выстроили тогда лишь нижний ярус, верхние два завершили только во 2-й четверти XIX века. Окна и в Троицком храме основательно заколочены.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15536/29878574.1ab/0_ae9c2_21722a1d_XL.jpg)
А здесь Боженька разгневался на Катичку и с посылом: "Негоже не смотреть себе под ноги", наказал её спотыканием и ушибом колена. От чего у той брызнули слёзы, а у Дениса появилась улыбка на лице.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15489/29878574.1ab/0_ae9c1_1ba9396a_XL.jpg)
Заглянули мы там в совсем уж руинированную церковно-приходскую школу, но не увидев в ней ничего примечательного, фотать не стали. И поразмыслив, решили рискнуть и постараться затемно успеть в ещё одно дальнее село, расположенное в 45 км отсюда.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15525/29878574.1ab/0_ae9c3_8459208_XL.jpg)
Немного забуксовав, выезжаем из сугроба и насколько это возможно "быстро" шуршим колёсами на берег другого озера, в село Еськи.
К началу пятого вечера паркуемся возле колоритного деревянного здания. Село Еськи расположено на берегу реки Мологи, при впадении в неё реки Осени и всё это – в километре от целого ряда озёр. Дальше пути нет, место тупиковое. В XIX столетии село именовалось как Езьско – от слова“езы”, так назывались устроенные на реке запруды для ловли рыбы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16193/29878574.1ad/0_aea56_6cf1f5d6_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15488/29878574.1ad/0_aea55_ba072161_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16177/29878574.1ad/0_aea54_21514085_XL.jpg)
Места здесь древние: на устье Осени в Мологу обнаружено несколько археологических комплексов (неолитическая стоянка, могильник эпохи бронзы, селище VIII-X вв. и т.д). На территории села уже в древнерусский период существовало поселение, а в XII-XIV веках – городок, известный как Езьск (Иезьск, Выезск). Упоминание о нём обнаружено в приписке к уставной грамоте князя Святослава Ольговича, датируемой 1137 г. В это время он относился к Бежецкому Верху Новгородской земли. На 1859 г. в селе было 361 двор и 2075 жителей. В это время Езьско было крупнейшим по населению селом Бежецкого уезда и третьим в Тверской губернии, жители которого занимались в основном торговлей, рыбацким и сапожным промыслами. Однако с проведением железных дорог торговое значение села упало. В 1970-е в Еськах были: колхоз, рыболовецкая бригада; школа, почта, медпункт, пожарная часть, пекарня, баня, магазин. В наше время кроме магазина, по-моему, ничего и не осталось, а численность населения – меньше ста человек.
Посреди обширной площади в центре села, на открытой местности, возвышается церковь Богоявления, начатая строительством в 1783 г. и оконченная к 1801 г. Правда, последнее освящение (приделы) состоялось только в 1829. Сию же замечательную колокольню начали сооружать не ранее 1818-го. Храм, бесспорно, огромен, но внешне не шибко привлекателен. Но мы не за этим его посетили. Нас снова интересовали местные росписи.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15484/29878574.1ac/0_aea53_fc413402_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15579/29878574.1ac/0_aea50_b5cff48d_XL.jpg)
Однако и эту церковь законсервировали не менее основательно, чем в предыдущих храмах. Но не ради ж внешних кадров да при такой погоде и не лучшей дороге мы так далеко забрались. Приставили лестницу, напрягли мускулатуру и перелезли через стену, отделяющую притвор колокольни от трапезной. Внутри трапезной роспись уцелела лишь фрагментарно.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15512/29878574.1ac/0_aea4f_d6a786a_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15538/29878574.1ac/0_aea4d_915f2f92_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16191/29878574.1ac/0_aea44_e55d1ff0_XL.jpg)
Но главное было внутри основного объёма. Внушительное пространство храма делят мощные восьмигранные столбы.
В храме сохранилась уникальная живопись 1843-47 гг. в стиле классицизма, отличающаяся высоким уровнем исполнения и тонко проработанными деталями. Но, ёлки зелёные, и тут все стены покрыты инеем, приглушившим цветовую гамму. Ну, ничего, о здешней живописи я также писал ранее. Кто расписывал храм неизвестно, однако качественная художественная работа позволяет предположить, что делала это какая-то крупная иконописная мастерская.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15511/29878574.1ac/0_aea48_2702f534_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15543/29878574.1ad/0_aea66_91905a8c_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16170/29878574.1ad/0_aea68_dfed7b92_XL.jpg)
Главной достопримечательностью храма да и Есек в целом, а может и более, является грандиозная композиция во всю западную стену.
"Изгнание торгующих из храма". Прообразом данного сюжета могли служить гравюры Л. Джордано и Дж. Ланфранко. На развитом в глубину архитектурном фоне из портиков храма Соломона размещена многофигурная сцена, центром которой является Христос, разгоняющий плёточкой торговцев.
Интересна живопись и алтаря, но сейчас она совсем не различима.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15568/29878574.1ac/0_aea42_c021f41c_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15556/29878574.1ac/0_aea45_5dcd87c8_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6001/29878574.1ac/0_aea40_e01e6b1d_XL.jpg)
В Еськах родился и вырос С.Ф. Пешехонов – знаменитый иконописец, основатель тверской иконописной школы, глава целой династии иконописцев, которая знаменита большей частью в Петербурге. Например, Василию Макаровичу Пешехонову в 1856 г. было пожаловано звание “Иконописца Высочайшего Двора”. Также в Еськах, в 1801 г., в семье священника родился Андрей Григорьевич Лебедев – будущий архиепископ Псковский и Порховский Феогност.
На выходе меня встречает Катя с возгласами: "Привет, Дениска!". Как раз через этот импровизированный забор высотою метра в три я и перелазил. Сложнее было выбраться обратно. Лестницы-то внутри не нашлось.
Из "Очерка жизни в бозе почившего ржевского протоиерея о. Матфея Константиновского" 1860 г.: "Слышанное от отца Матфея прихожане переносили в свои дома и передавали по возможности в свои семейства; а от этого в шумном прежде и весёлом селе (Езьске) реже стали слышаться мирские соблазнительные песни и игры: во многих местах и домах их заменили духовными песнями и назидательными разговорами. Даже малые дети в своих детских играх пели: «Царю небесный», «Святый боже» и другие молитвы..." Столь грустная, на мой взгляд, картина связана с именем священника Матфея Константиновского, служившего в Еськах в 1833-1836 гг.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15540/29878574.1ac/0_aea52_bd552b90_XL.jpg)
Этот священник в будущем стал духовным наставником Н.В. Гоголя. Личность отца Матфея была неординарной и находила недопонимание как среди церковных чинов так и в мирской среде. В Ржеве, где он в дальнейшем служил, людей, приверженцев его проповедей, называли “матвеистами”или людьми “секты Матвеевской”. Протоиерей Матфей признаками православия считал гнушение брака и рождение детей, отказ от народных песен, чёрная одежда и т.п. Яркими чертами подвижника были: склонность к аскетизму, полнейшее пренебрежение земным с чаянием небесного, постоянное стремление поучать и вразумлять пасомых, используя богословие страха. Все эти черты о. Матфея проявились и в его взаимоотношениях с Гоголем. Из статьи «Небесное и земное»: «Гоголь весь встрепенулся, когда приехал любимый и почитаемый друг. Он его напутствовал. Гоголь уже от всего отрекся: от суеты, славы, литературы и, казалось, примирился с Богом. “Нет ещё примирения, – сказал ему о. Матфей, – отрекись от Пушкина и любви к нему: Пушкин был язычник и грешник”...».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16170/29878574.1ac/0_aea51_19ec1604_XL.jpg)
В.Розанов (религ.философ, публицист), Д.Мережковский (лит.критик, историк), прот. Зеньковский, арх. Киприан в своих статьях обвиняли о. Матфея в том, что он своим ригористическим духовным руководством довёл Гоголя до жестокой депрессии, упадка физических сил, и всё это привело к трагическому сожжению рукописи второго тома «Мёртвых душ» и скорой смерти писателя. Протоиерей Фёдор Образцов в своей статье пересказывает беседу о. Матфея с Т.И. Филипповым:
« – Говорят, что вы посоветовали Гоголю сжечь 2-й том Мёртвых Душ?
– Неправда и неправда... Гоголь имел обыкновение сожигать свои неудавшиеся произведения... Дело было так: Гоголь показал мне несколько разрозненных тетрадей; просил меня прочитать и высказать своё суждение... В этих произведениях был не прежний Гоголь. Возвращая тетради, я воспротивился опубликованию некоторых из них. В одной или двух тетрадях был описан священник. Это был живой человек, которого всякий узнал бы, и прибавлены такие черты, которых во мне нет; да к тому же ещё с католическими оттенками, и выходил не вполне православный священник. Я воспротивился опубликованию этих тетрадей, даже просил уничтожить. В другой из тетрадей были наброски... только наброски какого-то губернатора, каких не бывает. Я советовал не публиковать и эту тетрадь, сказавши, что осмеют за неё даже больше, чем за переписку с друзьями!...»
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15529/29878574.1ad/0_aeabf_43721719_XL.jpg)
Только отъехали от Есек, как распогодилось. Хотя нет. Лишь на минутку выглянуло солнце. И следующий храм вновь снимаем при пасмурном небе.
Перед нами – Владимирская церковь, что на кладбище в 1.5 км от Есек.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16167/29878574.1ad/0_aeac0_472949a1_XL.jpg)
Сооружёна церковь была в конце 1850-х начале 1860-х. Чем-то мне этот храм приглянулся. Возможно, из-за русского стиля, в котором он выполнен.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15594/29878574.1ad/0_aea62_5567c8fa_XL.jpg)
Очень колоритно здесь и внутри. При чём находясь там, на ум невольно приходит повесть того же Гоголя Вий.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5205/29878574.1ad/0_aea60_3bfaabde_XL.jpg)
Как видно, интерьер практически полностью утрачен. Но даже по останкам можно выделить редкий луковичный вид венчания иконостаса. От него тоже веет русским стилем. А мини-постаментик посреди храма напоминает мини-гробик.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16170/29878574.1ad/0_aea5d_447a81fa_XL.jpg)
Возле алтарной части лежат иконки, принесённые сюда местными жителями.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15533/29878574.1ad/0_aea5b_e3c8b620_XL.jpg)
На сим мы покидаем здешние места...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15519/29878574.1ad/0_aeac1_de88cfec_XL.jpg)
Более подробные посты, посвящённые этим местам.
- Еськи
- Княжево
При создании поста использован материал:
- Свод памятников архитектуры. Тверская область. ч.2
- материалы комиссии по канонизации святых Тверской и Кашинской епархии
- «Очерк жизни в Бозе почившего Ржевского протоиерея о. Матфея Александровича Константиновского»
- Священный Собор Прав.РЦ. Собрание определений и постановлений. Вып. четвертый. Приложение к «Деяниям» второе.