...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

среда, 9 июля 2014 г.

М.Золотоносов приглашает вместе с ним отведать «Архитектурного ежегодника» (СПб., 2014)

Архитектура новых домов в Петербурге: в проекте и после строительства

20/06/2014
Есть профессии самые древние, а есть самые скандальные. Профессия современного архитектора объединяет два этих качества. А в Петербурге сегодня это, пожалуй, самая скандальная профессия. Потому что зримый след остается минимум на десятилетия. И бесполезно кивать на местную власть, которая не запретила очередное безобразие, на заказчиков, которые… в общем, понятно, что делают они. Личная вина архитектора все равно остается вместе с его зданием.
           Конкретно кто и за что отвечает, демонстрирует том XII «Архитектурного ежегодника» (СПб., 2014), рецензия на который входит в кормовую базу архитектурного критика. Это весьма сочный корм, говоря научно – силос. Его я в очередной раз и вынужден был отведать, чтобы понять тенденции, а также примерно отметить места будущих громких скандалов.
А чтобы силос был еще сочнее, мы с фотокорреспондентом Лидией Верещагиной совершили увлекательную экскурсию – объехали места реализованных или будущих проектов – 9 мест, 13 проектов (а всего в разделе «Проекты и постройки» 67 позиций), то есть одну пятую от представленных в ежегоднике. Основное внимание было, естественно, уделено центру Петербурга. Выборка получилась достаточно репрезентативной для демонстрации того, что у нас сегодня происходит в архитектурно-строительной сфере.

1. Административно-жилой комплекс с автостоянкой. Ковенский пер., 5. «Евгений Герасимов и партнеры».  Рук. Е. Герасимов, гап З. Петрова. № 16. 
Здание в Ковенском - в проекте (сверху) и в реальности
Здание в Ковенском - в проекте (сверху) и в реальности
Здание уже построено. И это единственный безусловно положительный пример. Особенность его заключена в том, что постройка непосредственно соседствует с римско-католической церковью Нотр-Дам де Франс (1903, 1908-1909, арх. Л. Бенуа, М. Перетяткович) – памятником архитектуры федерального значения. Надо было постараться не испортить этот памятник, и мастерская Герасимова постаралась.
Новый комплекс составлен из двух разновысоких объемов: пятиэтажный параллелепипед стоит торцом к Ковенскому пер., второй объем Г-образной формы в глубине, в конце параллелепипеда. Внутри буквы «Г» сделано остекление, которое в данном случае действительно заметно облегчает зрительный образ здания. Точно выбрана высота. Получилась идеальная фоновая застройка, не спорящая с костелом, не лишающая его свойства доминанты, но удачно аккомпанирующая ему. Никаких выкрутасов, четкие, ясные конструктивистские формы, простые оконные проемы, очень скромные детали на фасаде параллелепипеда – маленькие мальтийские кресты и лилии, символ Франции. Единственная «вольность» – свободное расположение окон на расположенном в глубине Г-образном здании. Католическая церковь хорошо обозревается и с фасада и сбоку.

2. Застройка земельного участка и приспособление зданий для современного использования (концепция). Парадная ул., 8, лит. А, Б, В, Г, Д. «Литейная часть – 91», Р. Даянов и др. Заказчик – ООО «СЗНТК». № 37.
8-этажный жилой дом (его проект внизу) построят где-то здесь
8-этажный жилой дом (его проект внизу) построят где-то здесь


Похоже, самый скандальный пример. На картинке в ежегоднике изображено гигантское П-образной формы здание высотой в 8 этажей с курдонером, сквером и фонтаном, уходящее, как можно понять, в глубину участка от красной линии Парадной улицы. Название – «застройка земельного участка» – намекает на то, что сейчас здесь находится пустырь. Впрочем, упомянуто и приспособление неких зданий. На приложенном к картинкам плане помимо домов по Парадной ул. показано также здание, находящееся на Госпитальной ул., перпендикулярной Парадной. Находится этот участок напротив так называемого «Парадного квартала» – жутковатого вида новостройки по проекту И. Солодовникова и О. Харченко.
Между тем на земельном участке, на который распространяется концепция мастерской Рафаэля Даянова, расположен комплекс зданий Центральной научно-технической лаборатории военного ведомства (Парадная ул., 8, Госпитальная ул., 1, 3), построенных в 1900–1910-е гг. по проекту военного инженера В. Апышкова. Так литер А – это здание химической лаборатории (1905–1909), литер Б – механической (1909–1912), литер Д – лаборатрно-производственный корпус (1912–1914, во дворе). Здание по Госпитальной ул., 3, – аэродинамическая и электромеханические лаборатории (нач. 1910-х гг.).
Здания спроектированы в стиле классицизма, поэтому имеют высоту 3 этажа, особо выделяется 6-колонный портик, выходящий на Госпитальную ул. (литер А). Видно, что фасады недавно отремонтированы. Все эти здания приказом КГИОП от 20 февраля 2001 г. стали вновь выявленными объектами, представляющими историческую или культурную ценность. Иными словами, это памятники архитектуры.
Возникает естественный вопрос: как совместить предлагаемую концепцией Даянова новую застройку с этим уже плотно застроенным земельным участком (плотно, но трехэтажно)? Ведь для того чтобы вместить сюда П-образный 8-этажный объем, придется сносить здания Апышкова начала ХХ века в стиле классицизма. А как иначе?
Получается, что Даянов, одно время увлекшийся церковным строительством, видимо, решил, что уже не только отмолил свои прошлые архитектурные грехи на Московском проспекте и на 8-й линии В.О., но и создал задел для будущих грехов. Именно таков его новый проект. Понятно, что ООО «СЗНТК» хочет развить идеи «Парадного квартала», распространив архитектурную чуму с нечетной стороны улицы на четную, а мастерская Рафаэля Даянова, считающего себя культурным человеком, ему в этом деле помогает.
Что же до СЗНТК, то это «Северо-Западный научно-технологический комплекс», являющийся дочерней организацией НПК «Уралвагонзавод», в который входит ОАО «Центральный научно-исследовательский институт материалов». Этот ЦНИИМ и располагался до недавнего времени во всех литерах дома 8 по Парадной улице. Наверное, здесь делали танковую броню и другие полезные материалы. Однако ЦНИИМ уже переехал на шоссе Революции, поэтому памятники архитектуры сейчас стоят пустые, некоторые стекла в окнах первого этажа разбиты, и как уже пишут, «на освобожденной площадке планируется возвести многофункциональный комплекс. На данный момент на территории площадью порядка 2 гектаров есть выявленные объекты культурного наследия, проводится историко-культурная экспертиза. Планируется, что площадь нового МФК, который разместится на данным участке, составит 24 000 кв. м».
Задумка понятна. «Уралвагонзавод» решил построить на месте памятников архитектуры гигантский новый билдинг. Алчность, как обычно, побеждает любые памятники. Сейчас же весь расчет сделан на то, что историко-культурная экспертиза разрешит снести здания, выходящие на Парадную улицу, что позволит заново застраивать участок. Так что с помощью «Уралвагонзавода» скоро в Петербурге может разгореться очередной громкий скандал, а город может лишиться целого архитектурного ансамбля.

3. Жилой дом «Гроссмейстер» (проект). Шпалерная ул., 51, лит. Б. «Евгений Герасимов и партнеры». Рук. Е. Герасимов, гап Т. Ярощук. № 17.
Место для жилого дома
Место для жилого дома "Гроссмейстер" (сверху его проект)


Адрес в ежегоднике указан неверно: на самом деле это не Шпалерная, 51, а Кавалергардская ул., 17, участок во дворе дома 51 по Шпалерной ул., в котором был размещен НИИ «Океанприбор», ныне бизнес-центр «Таврический». Во дворе НИИ размещались подсобные помещения.
Эта территория получила скандальную известность в январе этого года – градозащитники утверждали, что для строительства нового дома сносят 11 исторических зданий «Кавалергардских» или «Аракчеевских казарм» (кузница, конюшня и проч.). КГИОП признал эти здания аварийными, а ВООПИиК заявил, что здания не исторические и не памятники. Короче, это еще одно место борьбы.
Сейчас от всех старинных зданий остался один только одноэтажный сарай, который виден позади строительного забора. Что же до проекта Евгения Герасимова и его партнеров, то сразу же возникает вопрос: а стоило ли ООО «Реформа» биться с градозащитниками за право поставить в центре города такое убожество? Бросаются в глаза остекленные балконы на 6 этажей из 7 (на красную линию выходит 7-этажный объем, но с отступом сделан 8 этаж). Такое пристало городским окраинам. Кстати, глубина участка застройки во дворе дома 51 – 130 м. Какой высоты здания поставят в этом дворе – пока общественности неизвестно: фронтального вида со стороны Кавалергардской улицы Герасимов не показал.
Есть зато фасад. Представим контекст: с одной стороны сам НИИ «Океанприбор» – угрюмое здание, построенное в 1970–1979 гг. Рисовал этот фасад не архитектор, а чертежник какого-нибудь секретно-военно-строительного НИИ, привыкший чертить площадки для пусковых установок. Это именно такой стиль. С другой стороны, по Кавалергардской ул., 15, – стоит 6-этажный дом сталинской архитектуры, уже лишенной «излишеств» (1955–1957, арх. А. Прибульский).
То, что предложено Герасимовым и его фирмой, по облику фасада не вяжется ни с одним из зданий, которые тут стоят. Типичная внеконтекстная архитектура. Уместнее стоматологическая ассоциация: вырывают зуб, а на его место имплантируют нечто другого цвета и материала. Чтобы этот зуб постоянно обращал на себя внимание окружающих.
На самом деле надо было снести прежде всего дурацкое здание «Океанприбора» ввиду его полной «неархитектурности», объявить конкурс на реновацию и застройку целого весьма ответственного полуквартала рядом со Смольным. Но у КГА и главного архитектора другие задачи, не архитектурным же обликом Петербурга им, действительно, заниматься!

4. Пространство на пересечении ул. Короленко и Баскова пер. Ул. Короленко, 5, – Басков пер., 2. Три проекта:
Архитектор Григорьев предлагает застроить этот участок неоготикой (проект внизу)
Архитектор Григорьев предлагает застроить этот участок неоготикой (проект внизу)
Без названия. Архитектурная мастерская Б-2, арх. Ф. Буянов и др. № 14.
Жилой комплекс «Первая гильдия». Игл груп Санкт Петербург. В. Григорьев и партнеры. № 26.
Жилой комплекс со встроенными помещениями и подземной автостоянкой «Baskoff House». Интерколумниум. Рук. проекта Е. Подгорнов. № 30.

Любопытный случай: прямо на это место, в 2012 году освобожденное от построек и сейчас представляющее собой пустырь, обнесенный забором, смотрят окна Комитета по строительству (Басков пер., 5), председателем которого в 2000–2003 гг. был А.И. Вахмистров. Который сейчас гендиректор ЛСР, заказчика застройки этой территории (как следует из надписи на информационном щите).
И будь я прозаиком, я бы начал рассказ с того, как более 10 лет назад Александр Иванович, с тоской и томлением глядя из окна своего кабинета на здание автобазы Ленгорисполкома, построенное в 1959–1960 гг. на месте бывших казарм и конюшен лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, размещавшейся в этом районе еще в XVIII веке, мечтал о том, как он славно застроил бы этот участок размером 210х100 метров, снеся к чертовой матери всё, что на нем находится, тем более что и расселять никого не надо. 
Снос здания автобазы успешно произвели в конце июня – начале июля 2012 г. Возник скандал: представители «Живого города» утверждали, что артиллерийские казармы являются памятником. Представители некоего ООО «Домус Рент» настаивали на том, что постройки не были историческими. Все как обычно.
И вот теперь сразу три проекта на одно место появились в ежегоднике. Оно и понятно: место сладкое, тихий центр, участок 2,1 га.
Архитектурный контекст места скромный: доходные дома XIХ века. Ближайшие здания – 5-этажный дом по адресу: Басков пер., 4, и 4-этажный по ул. Короленко, 4 (1840, арх. А. Пель), на который «стреляет» Басков переулок.
Из трех проектов не годится ни один ввиду полного несоответствия архитектурному контексту. Самый абсурдный – это проект В. Григорьева в стиле «взбесившейся эклектики» на псевдоготической основе, по сравнению с которой пресловутый «Регент-холл» П. Юшканцева на Владимирской площади – образец градостроительной гармонии. Картинки оставляют впечатление полного незнания места, для которого предлагается жилой комплекс. Или нежелания знать.
Следующий по абсурдности проект мастерской Ф. Буянова. Как и проект В. Григорьева, он наводит на мысль, что проект готовился совсем для другого места и пока не пошел в дело. И фасады и планировка участка – все мимо. В принципе, встает вопрос о неполном служебном соответствии, демонстрировать которое нынче уже не стыдно.
Работать можно лишь с проектом Е. Подгорнова, но с непременным условием ликвидации универмага с галереей на первом этаже и мансардного этажа под кровлей. Без указанных излишеств здание станет нормально пятиэтажным и неплохо впишется в обстановку улицы. Можно даже оставить башенку на угловом доме (угол Баскова и Короленко), она хотя и не нужна тут, но пусть уж будет.

5. Гостиница со встроенными помещениями и подземной автостоянкой. Ул. Академика Павлова, 5, лит. Д. «Евгений Герасимов и партнеры». Рук. Е. Герасимов, гап З. Петрова. Заказчик ООО «БЕСТ». № 18.
Гостиницу по проекту Герасимова (сверху) почти достроили
Гостиницу по проекту Герасимова (сверху) почти достроили


В ежегоднике здание названо проектом, но оно уже почти построено, а на фасаде бетонного гиганта прикреплена вывеска: «Комплекс апартаментов Avenue Apart». Это тот случай, когда, как я понимаю, форму и габариты продиктовала не градостроительная ситуация, а заказ на определенное количество квадратных метров. Получился гигантский параллелепипед-сундук высотой то ли в 9, то ли в 10 этажей, лишенный архитектурной выразительности и поставленный на узенькую (ширина проезжей части 6 метров) улицу. Улица, таким образом, превращена в ущелье. 
Новостройки сюда внедряют быстро и не глядя по сторонам, как в случае с «Монбланом» и иными похожими объектами. Рядом с «Avenue Apart» торчит бизнес-центр, а также круглое здание многоэтажного паркинга. Классический пример лихорадочного застраивания всех освобожденных участков.

6. Дошкольное общеобразовательное учреждение на 220 мест (концепция). Жилой комплекс (эскиз проекта планировки). Общеобразовательное учреждение на 825 мест (концепция). Московский пр., 115. Архитектурная мастерская «Рейнберг & Шаров». Арх. А. Шаров и др. Заказчик ЖК «Московский». №№ 47, 48, 49.
На этом участке появятся жилые высотки и школа из красного кирпича (проекты внизу)
На этом участке появятся жилые высотки и школа из красного кирпича (проекты внизу)


С хитрого языка «Архитектурного ежегодника», полного лукавства и недомолвок, эту запись надо перевести на язык обычный. Речь идет о территории бывшего Вагоностроительного завода им. Егорова на пересечении Московского пр. и Заставской ул. Краснокирпичное здание заводоуправления, выходящее на Московский пр. (1897–1899, инж. Н. Архангельский) и небольшой кусок ограды по Заставской ул. (1913) оставили, а все остальное снесли, включая, возможно, и малярную – памятник архитектуры местного значения. В ежегоднике успокоительно говорится о концепциях и проектах, между тем стройка началась, стоят и работают пять башенных кранов, забивают сваи и т.п. На информационном щите указано, что производится реновация территории.
Понятно, что будут строить жилые дома высотой до 20 этажей, т.е. метров 60. Они будут видны с Московского пр., это продолжение уничтожения единства стиля проспекта. Повторяется история со строительством комплекса «Империал» возле Новодевичьего монастыря. Количество жилых домов, которое появится на территории Вагоностроительного завода, неизвестно, но понятно, что на участке размером 300х55 м (это 1,65 га) можно построить много всего.
А для облагораживания идеи массового жилого строительства практически в центре города и с нарушением доминирующего стиля этого района предложены два школьных здания, напоминающих заводские краснокирпичные постройки. Хотя это уже не обязательно, потому что это не приспособленные исторические здания, а новые, и соседствовать они будут с современным функционализмом жилого комплекса. В целом ничего страшного не предложено, кроме высоты новостроек. Опять-таки следовало объявить конкурс на застройку такого значительного пятна в «кармане» около Московского проспекта.

7. Многоквартирный жилой комплекс (проект). Аптекарский пр., 16, лит Б. Проектно-производственная фирма «А.ЛЕН». Рук. проекта С. Орешкин, гап. Р. Андреева. № 8. 


Место – бывший стадион. В 1940 году это был стадион «Медик». От этого времени остались пилоны ворот центрального входа, которые сейчас видны из-за строительного забора, уже окружившего территорию (про более раннюю историю места см. http://history.gradpetra.net/prospekt/30/320-16.html). В новые времена тут возник клуб (спортивно-развлекательный комплекс) «Шаровня на Аптекарском», здесь играли в гольф и пейнтбол.
Пример интересен не архитектурой 10-этажного здания, а тем, что картинка, которую дали в ежегоднике, никак не может соответствовать указанному адресу. Прежде всего, Аптекарский пр. – это весьма узкий проезд, а на картинке показана улица едва ли не с шестиполосным движением. Скорее это проспект Медиков, но тогда неверно указан адрес, тем более что примыкающая к бывшему стадиону сторона проспекта Медиков нечетная. Однако, если судить по расположению телебашни, дом стоит именно на четной стороне пр. Медиков. Шум круглые сутки от транспорта обеспечен. Элитное, что и говорить, место, не случайно адрес указан по тихому Аптекарскому пр. Видимо, это такой рекламный ход.
Как бы то ни было, жильем (а это не один дом, а комплекс, значит, не менее трех) застраивается место, где расположены спортивные сооружения и зеленые насаждения, соответственно увеличивается население района, количество личного автотранспорта при отсутствии транспортной инфраструктуры и т.п. Понятно, что пробки в районе пл. Л. Толстого и Кантемировской ул. станут еще длиннее.

8. Жилой дом со встроенными помещениями и заглубленной автостоянкой (проект). Пр. Энгельса, 2. Архитектурное бюро «Студия 17». Арх. С. Гайкович и др. № 58.
Гигантский ЖК (проект внизу) хотят поставить за зданием бывшего хлебозавода
Гигантский ЖК (проект внизу) хотят поставить за зданием бывшего хлебозавода


Забавный своей нелепостью проект гигантского жилого комплекса. У его нелепости два аспекта. Во-первых, дом предложено разместить между проспектом Энгельса и железнодорожной линией Выборгского и Приозерского направлений (рядом железнодорожная станция Ланская). Трудно представить, кто захочет жить между шоссе и железной дорогой, которые источают шум и запахи круглые сутки.
На картинке видно, что здание несколько заглублено, а перед ним стоит выходящий на красную линию проспекта двухэтажный дом. Это бывший хлебозавод им. Горького № 7. Картинка, правда, показывает, что завод собираются довольно радикально изменить, но важно понимать, что оставить его тут заставляет не любовь к архитектурной старине, а желание уйти с жилым домом вглубь территории, оставив у проспекта своего рода шумо- и пылезащитный экран. Кстати, ранее сообщалось, что этот «экран» должен был представлять собой бизнес-центр высотой не более 35 м, т.е. в 8-10 этажей. Но, видимо, концепция изменилась, поскольку 10-этажное здание закрыло бы окна в первых 10 этажах нового жилого дома.
Во-вторых, у здания, изображенного на картинке в ежегоднике, нелепый вычурный стиль фасада, абсолютно не подходящий для данного места. Что-то отдаленно напоминающее сталинскую архитектуру.

9. Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями (проект). Краснопутиловская ул., 113, лит. А. Проектно-производственная фирма «А.ЛЕН». Рук. проекта С. Орешкин, гап. Р. Андреева. № 3.
25-этажный дом (проект внизу) на Краснопутиловской уже построен
25-этажный дом (проект внизу) на Краснопутиловской уже построен


Странно, что это здание, как и дом по Аптекарскому пр., 16, – вообще попал в «Архитектурный ежегодник», поскольку оба не обладают какими-то признаками оригинальности, не несут черты стиля, а представляют собой примитивный функционализм. Объяснение может быть одно: Сергей Иванович Орешкин, руководитель проектов, нынче является председателем ОАМ – Объединения архитектурных мастерских, которое и издает ежегодник. А показ в ежегоднике – это все-таки какая-то реклама.
В ежегоднике сказано, что это проект, но 25-этажное (плюс технологический этаж) кирпично-монолитное здание (бизнес-класс, 186 квартир, подземная стоянка на 120 мест) уже построено (Краснопутиловская ул., 113, корп. 1), хотя по рисунку фасада немного проще, чем представлено в книге. Зато «на первом этаже расположен парадный холл площадью 100 метров с дизайнерской отделкой с нотками классики, просторная колясочная, помещение ТСЖ и коммерческие помещения».
Правда, картинка в ежегоднике опять же не без лукавства: здание якобы стоит на поляне или в парке, кругом деревья, позади небо… Увы, этот романтизм не соответствует грубой реальности, которую так не любит поэтичный Орешкин. Кругом его раскрашенной новостройки стоят хрущевские пятиэтажные домики.
Характерный архитектурно-строительный сюжет: вместо реновации квартала с переселением жителей из 5-этажных домов в новые пока что производится якобы уже отмененная и запрещенная уплотнительная застройка. Кстати, помимо подземного паркинга предусмотрена парковка на придомовой территории – подозреваю, что оттяпанной у близлежащих менее важных и менее высотных домов.

В конце экскурсии


Упомяну еще одну позицию из основного раздела «Ежегодника» – «Административное здание со встроенной автостоянкой» (с восстановлением фасадов дома Рогова). Щербаков пер., 17/3. Проект архитектурного бюро «Литейная часть – 91», Р. Даянов и др. № 36.
Таким Рафаэль Даянов видит новый Дом Рогова
Таким Рафаэль Даянов видит новый Дом Рогова


Названо честно: с уничтоженным подлинным домом Рогова эта постройка, если ее реализуют, будет иметь мало общего. Дом Рогова был 3-этажным, и здесь эти три этажа есть. Но при этом надстроены высокой, в 1,5 а то и в 2 этажа мансардой, для которой сделан скат кровли с углом не менее 45 градусов. Даянов, как и другие наши зодчие, кровлю с таким скатом фасадом не считают, фасад у них – это только до карниза, а выше карниза можно свободно городить все что заблагорассудится. Наши архитекторы, как дети: хорошие, пока спят.                 
Михаил ЗОЛОТОНОСОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий