...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2013/10/21

Новоторжский край, село Глухово. Печальная история усадьбы Д.Ртищева и ее архитектурных памятников

Путешествовать в поисках старины по Тверскому краю можно бесконечно. Настолько он богат на исторические достопримечательности.
Что свойственно тверским памятникам архитектуры, выполнены они большей частью безупречно, что не может не радовать таких любителей старины как мы. Всегда приятно увидеть храм, построенный по проекту какого-либо архитектора, чем типовую постройку. В этом отчёте речь пойдёт о поездке из города Торжок в Старицу, а точнее о трёх храмах, встреченных нами на этом пути.


Первым нас встречает село Глухово, что на берегу Тьмы.
Село это принадлежит к старинным сёлам Новоторжского края новгородских владений на Старицком рубеже, вошедших вместе с Новгородом в Московское государство. В начале XVIII века село перешло от бояр Шишковых к помещикам Ртищевым.
Более века усадьба переходила по наследству в роду Ртищевых, пока Дмитрий Яковлевич Ртищев, не имевший детей, не оставил в 1847 году завещания, передав поместье и землю своим крестьянам. Кроме того, по этому же завещанию Дмитрий Яковлевич отпустил «в звание свободных хлебопашцев» доставшихся ему по наследству крестьян, причисленных к селу Глухову, «с женами их, детьми, внуками, приёмышами обоего пола...», «Дворовым людям моим предоставляю я, со дня смерти моей, полную свободу».

Весьма интересно то, что Дмитрий Яковлевич не просто завещал имение крестьянам, но «учинил с ними договор», согласно которому крестьяне должны были содержать принятые в собственность имение, дом и господские заведения в порядке. Однако, простому люду не по силам было содержать усадебные постройки и в память о барине был выстроен храм во имя Святого Дмитрия Солунского. А построен он был из кирпича барского дома, который спустя два года после смерти хозяина, разобрали для строительства этого храма.

Известно, что храм был выполнен по проекту архитектора А. М. Горностаева. Строился храм долгих двадцать лет - с 1855 по 1875 годы.
Спустя 12 лет, по приглашению уже другого архитектора - В. Назарина - возводится трапезная, а колокольня строится ещё позже в 1894 году. Но не смотря на это весь храмовый ансамбль выдержан в едином стиле - древнерусского зодчества XVII века.
Интересен здесь основной объём храма - шатровый восьмерик со спаренными окнами.

Наиболее развитую декорацию в духе XVII столетия имеет монументальная колокольня.

И так же богато, с использованием белого камня, украшены фасады трапезной.



А вот внутри здания ничего интересного не сохранилось. Лишь скромно нарисованные своды купола.

Понравилась мне история рода Ртищевых. Оказывается, что род Ртищевых происходит от выехавшего в 1389 году из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Донскому Аслана-Челеби-Мурзы, принявшего православие и получившего имя Прокопий. Его сын Лев Прокопиевич, по прозвищу Широкий Рот (Лев-ртище), и стал родоначальником Ртищевых. О, как! :)
Чуть не забыл: на въезде в село нас встречает красивая башенка исчезнувшей ограды.

Здесь можно углядеть уже псевдоготические мотивы.

Из барских построек уцелели ещё два корпуса стиля ампир с колонными портиками по главным фасадам.

В советские годы здесь было что-то вроде клуба/кинотеатра.

На этом осмотр сих достопримечательностей заканчиваем и, согласно показаниям карты, коротким путём направляемся в город Старицу. Но, не смотря на карты, дорога ровно на половине пути обрывается. Что ж, делать нечего поворачиваем обратно и лишь на обратном пути, в селе с красивым названием Дары, замечаем небольшой храм, спрятавшийся от нас в зарослях деревьев.

В 1886 году был начат строительством как молитвенный дом, но недостроенный до конца, был разобран и выстроен уже как небольшая церковь. Освящена в 1908 году в честь преподобного Сергия Радонежского. Как видно, здесь опять же яркий пример псевдорусского стиля.



Единственное, что сохранилось из интерьера храма - это архангелы, изображенные на откосах дверного проема.



Покидаем село Дары и снова направляемся в Старицу, но уже более длинным объездным путём. Зато по пути попадаем в село Братково (ранее Ивановское) - бывшее имение Ермолаевых. Здесь когда-то находилась их усадьба, от которой до наших дней сохранился дом управляющего и усадебная церковь. Церковь в стиле ампир выстроена предположительно по проекту Н. А. Львова в 1804 году на средства Д. И. Ермолаева. Дмитрий Иванович Ермолаев был личностью важной - генерал-майор, вице-губернатор казанский (1819), вице-губернатор вятский (1821), участник отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-1814 гг., чиновник по особым поручениям при нижегородском, казанском, саратовском, пензенском губернаторах. Был захоронен в ограде этого храма.

Бурная растительность мешает сделать полноценные кадры.

Пробравшись сквозь зелёные джунгли, заглядываем внутрь храма.

Сейчас можно лишь догадываться насколько богато было внутреннее убранство храма. Внутренний объём интересен своим решением: в каждом углу расположена ниша, украшенная двухколонным портиком. Возможно, внутри когда-то стояли статуи или вазоны.



Удивительно было увидеть среди этой разрухи две фрески. При ближнем осмотре стало ясно, что их нарисовали уже в наше время.



Остатки массивного деревянного иконостаса. Тоже, кстати, не стандартного исполнения.



Венчают иконостас нарисованные фигуры Иисуса и апостолов на деревянной доске.

После этого села нас ждала Старица со своими не менее интересными достопримечательностями. О чём я расскажу в следующий раз.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Отец Андрей Ткачёв о Владимире Путине - божий человек на своем месте

...Без раболепства и чинопоклонства. Здравый и трезвый поп о государе и текущем моменте.    Мастер Каморки