...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

понедельник, 5 августа 2013 г.

Собственная дача Елизаветы Петровны в Петергофе


 Строительство на территории петергофской «Собственной Дачи» началось, вероятно, в 1727 году, после занятия престола Петром II. Его бывший воспитатель А.Г. Долгоруков, сенатор и гофмейстер, член Верховного Тайного совета, начал здесь строительство каменного дворца. Строительство дворца не было окончено в связи с переездом Двора в Москву. После смерти Петра II Долгоруков был отправлен в ссылку, а его имение конфисковано.  I

I

I

I
I

 В 1733 году имение с недостроенным дворцом было передано императрицей Анной Иоанновной выдающемуся проповеднику, публицисту и общественному деятелю, новгородскому архиерею Феофану Прокоповичу. Большой ценитель красивых пейзажей, он построил здесь семинарию, считая что достоинства приморского ландшафта будут способствовать учебному процессу и нравственному совершенствованию учеников. Кроме того, он положил начало деревне Бобыльской, поселив на территорию приморской части бывшей дачи несколько крестянских семей из своих новгородских вотчин.

После смерти Прокоповича дача осталась в казённом ведомстве, а в 1741 году была пожалована цесаревне Елизавете Петровне. С восшествием на престол Елизавета развернула на даче большое строительство. На ней возводились новые службы - кухни, погреба, конюшни, к западу от дворца на возвышенности возвели деревянную придворную Владимирскую церковь. К востоку от дворца Ф.-Б. Растрелли построил новый большой деревянный одноэтажный дом, соединяющийся со дворцом галереей, ведущей через овраг. Именно в эти годы и закрепилось название Собственная дача. Идея маленького личного императорского сада обрела в комплексе Петергофской дороги расширительное значение.

После смерти Елизаветы Петровны Собственная дача отошла на второй план. В царствование Екатерины II многие обветшалые постройки были снесены, построенный Растрелли дом разобран и перевезён. Фасады каменного дворца были изменены, возможно по проету Ю.М. Фельтена, который работал на Собственной даче в 1770-х годах. Дворец получил скатную кровлю, ризалит завершил треугольный фронтон. Прежний балкон был заменён новым, опирающимся на четыре тосканские колонны.

В 1843 году Николай I пожаловал Собственную дачу наследнику престола великому князю Александру Николаевичу, и начались большие работы по реконструкции ансамбля. В 1844–1850 годах по проекту А.И. Штакеншнейдера был перестроен дворец. Он получил третий, мансардный этаж, фасады были оформлены в стиле необарокко. Морской и садовый фасады в среднем ризалите были акцентированы четырьмя атлантами, колоннами и сложным раскрепованным лучковым фронтоном. Так же, как и фасадам здания, его интерьерам были приданы черты, типичные для архитектуры барокко.

Были перестроены плотины и мосты, частично перепланирован парк, сооружены дома для придворных и садовников, караулка на Собственном проспекте. В регулярном садике к югу от дворца установили вазы, а позже, в 1872 году – мраморные статуи, изображающие немецких музыкантов в костюмах середины XVIII века. Перед северным морским фасадом соорудили склон с террасами и широкой лестницей, которая двумя маршами спускается к большому прямоугольному пруду с откосными берегами. Перед нижним прудом разбили цветники и устроили фонтаны. Регулярность центральной части совмещена с пейзажным оформлением остальной части парка. Оврагу, по которому бежит ручей, была как бы сохранена естественная нетронутость. Это впечатление достигалось живописной фактурной обработкой крутых обрывистых склонов и набросом валунов. Мосты, сооружённые по сторонам дворца, привнесли в композицию ансамбля неповторимые черты. Во дворце Александр Николаевич провёл свой медовый месяц.

Перед Великой Отечественной войной в здании находился санаторий для беременных. Во время Великой Отечественной войны дворец, церковь и другие постройки жестоко пострадали от обстрелов. Дворец был восстановлен в 1955–1960 годах с реставрацией фасадов и приспособлением под базу отдыха Ленинградского инженерно-строительного института архитектором И.Н. Бенуа. Утраченные мосты заменены временными, утилитарными. В 1980 году была осуществлена очередная реставрация фасадов здания и начаты работы по воссозданию парка по проекту, разработанному архитекторами М.В. Плехановой и А.А. Байдалиновой. В конце 1980-х годов постройка оказалась заброшена и фактически пустовала несколько десятилетий.

Источники: http://samlib.ru/w/warsonofxew_s/sobstvennayadasha.shtml
http://urban3p.ru/object17027/
http://nashenasledie.livejournal.com/2389778.html