...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

понедельник, 19 августа 2013 г.

Особняк Брусницыных и легенда о зеркале Дракулы




По публикациям: Забытые в прошлом и citywalls.ru
Кожевенная линия ВО, 27 Архитекторы: Ковшаров А. И. Год постройки: 1884-1886 Стиль: Эклектика 1770-е - автор не установлен.
Дом А. Е. Фишер 1787 - перестройка
Особняк Н. М. Брусницына 1857 - арх. Андреев А.С. - расширение
1860-е - арх. Андреев А.С. - перестройка, изменение фасадов
1864 - арх. Андреев А.С. - расширение
Особняк Е. И. Брусницыной 1877 - арх. . Фон Брюлло Николай Федорович - двухэтажный склад (двор)
Особняк братьев А.Н., Г.Н. и Н.Н. Брусницыных 1884-1886 - арх. Ковшаров Анатолий Иванович - перестройка

Кожевенный завод Брусницыных возник не на пустом месте. Еще в конце XVIII века угловой участок по жребию достался вдове купца Иоганна Фишера - Анне Екатерине Фишер для устройства здесь кожевенного производства. По Кожевенной линии находился каменный дом с жилыми помещениями и конторой. В нем после покупки и поселился с семьей Николай Макеевич Брусницын.
Существует легенда о «зеркале Брусницына», которое когда-то находилось в Белом зале и приносило беды и несчастья своим владельцам. Согласно легенде, Брусницын заказал в Италии старинное зеркало для своего строящегося особняка. Утверждали, что ранее оно находилась в одном из замков, который по слухам стал местом тайного захоронения праха Влада Дракулы. "Бысть в Мунтьянской земли греческыя вѣры христианинъ воевода именем Дракула влашеским языком, а нашим — диаволъ. [2]Толико зломудръ, якоже по имени его, тако и житие его" - писал летописец.
Бывавшие в особняке и смотревшие в зеркало люди начинали испытывать странные ощущения, и с самим семейством Брусницыных стали происходить необъяснимые явления, вплоть до несчастных случаев, после одного из которых зеркало решено было спрятать. После революции оно оказалось в ДК имени Кирова, а позже возвращено в особняк. Считают, что оно до сих пор здесь.



Во второй половине XIX века на своих участках Брусницыны начали активные строительные работы, которые продолжались и после смерти основателя завода старшим сыном Николаем Николаевичем Брусницыным, потомственным почетным гражданином, действенным статским советником, мануфактур-советником. При нем завод стал крупнейшим кожевенным предприятием столицы.
В это же время были построены краснокирпичные производственные корпуса завода, сохранившиеся до сих пор. А каменный дом по желанию владельцев был совершенно перестроен в замечательный двухэтажный особняк с парадной мраморной лестницей, мраморными каминами в парадных залах второго этажа, с деревянной резной отделкой и росписями. Переделкой особняка занимался арх.А.И.Ковшаров.


За особняком находился большой сад. Со стороны сада Ковшаров пристроил оранжерею, в которой находился зимний сад. Остекленную двухэтажную оранжерею и сейчас можно видеть на Косой линии, в ней снимались некоторые эпизоды "Последней сказки Риты" Ренаты Летвиновой.


Конечно, кожевенное производство было достаточно вредным. По этой причине его и вынесли на юго-западную оконечность Васильевского острова в XVIII века, и по этой же причине его совсем вывели отсюда за пределы горда в конце ХХ века. В настоящее время старные производственные здания и особняк будут перепрофилированы под новые функции. Новая жизнь старых зданий - следующая страница этого своеобразного уголка Васильевского острова.

Какое-то время ходили слухи о сносе зданий завода и стройке на его месте участка Западного Скоростного Диаметра, но он скорее всегда будет проходить неподалеку.