...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2013/02/21

Краткий справочник по фотографической оптике и не только

Когда речь заходит о зеркальной фотокамере, больше всего беспокоятся почему-то о фотоаппарате. Часто кажется, что качество фотографий зависит в первую очередь от того, какая «тушка» (body) щелкает затвором. Между тем, самый важный элемент оптической системы, коей является фотоаппарат, естественно  — объектив. Чьи характеристики, обозначенные мало внятными шифрами, зачастую совсем не очевидны, в отличие от параметров аппарата, хотя цены на почти, казалось бы, одинаковую оптику различаются порой в разы.
В этой таблице сведены самые распространенные и необходимые шифры, обозначающие наиболее важные качества конструкции объективов.
А нижеследующий материал даст необходимые сведения об оптике популярных брендов.
Отдельной темой:

Характеристики, тесты и сравнения фототехники ведущих производителей


ШТАТНЫЙ ТЕЛЕФИКС

Прежде чем мы начнем разговор о конкретных параметрах объектива, нелишним будет разобраться в классификации фотооптики. Чаще всего объективы делят по основной их характеристике — фокусному расстоянию — на нормальные, широкоугольные, длиннофокусные, универсальные и специальные.
Нормальным называется объектив, фокусное расстояние которого сопоставимо с диагональю кадра. Диагональ стандартного 35-миллиметрового кадра — 43 мм, соответственно объектив с фокусным расстоянием вдвое меньше или, например, вдвое больше этой величины будет нормальным. (Кроме того, такой фокус дает наиболее естественное, соответствующее нормальному взгляду, изображение - прим.Г.Е.).
Хотя термин «штатный» изначально относился к другой классификации, сейчас «штатным» называют не только объектив, который прилагается к камере, а просто любой нормальный объектив. Хороший пример такого объектива — «китовая» линза 18-55 мм, идущая в комплекте большинства недорогих зеркалок. Другой пример — светосильный объектив 50 мм, который есть в наборе оптики любого производителя.
Широкоугольный (он же короткофокусный) объектив имеет меньшее, чем у штатных, фокусное расстояние и больший угол обзора. Предназначен он в основном для съемки пейзажей и в условиях ограниченного пространства.
Длиннофокусным, или телеобъективом, называется линза, фокусное расстояние которой значительно больше диагонали снимка. Сегодня телевиком может считаться линза с фокусным расстоянием более 70 мм. Кроп-фактор (обычно 1,5 или 1,6) превращает такой объектив в стомиллиметровый. Если фокусное расстояние превышает 300 мм, объектив считается супертелевиком, или сверхдлиннофокусным.
Универсальные объективы — это линзы, покрывающие большой диапазон фокусных расстояний. Их еще называют гиперзумами. Обычно используются в компактных камерах в силу особенностей конструкции (несъемная оптика), но встречаются и в отдельном исполнении — скажем, существует объектив 28-300 мм.
И наконец, специальными в данной классификации называются все объективы, чье фокусное расстояние не является основной характеристикой оптики или не может рассматриваться в отрыве от других ее характеристик. Данный подвид весьма условен. Например, сверхширокоугольный короткофокусный объектив типа «рыбий глаз»(fish-eye) можно посчитать как специальным, так и широкоугольным. Другой пример — макрообъективы, предназначенные для съемки мелких предметов, но, как правило, являющиеся длиннофокусными, иногда нормальными объективами. Специальных линз существует множество, и мы не будем говорить о них много — начинающим неинтересно, а продолжающие и продвинутые сами все, что нужно, накопают в интернете.
Мы уже упоминали о «фиксах» и «зумах». Объектив без возможности изменения фокусного расстояния называется «фиксированным» объективом, или «фиксом», а объектив с изменяемым в определенных пределах фокусным расстоянием — вариообъективом или «зумом». Термин «вариообъектив» сейчас почти не применяется, и чтобы не говорить «зум-объектив», пишут «объектив с переменным фокусным расстоянием».
Еще одна важная особенность объектива — наличие или отсутствие автофокусировки. Сейчас вся оптика автофокусная, и речь в основном пойдет о ней. Там, где это будет необходимо, мы будем делать оговорки.
Помимо приведенной выше самой простой классификации, существуют и другие варианты разделения оптики, например по типу съемки: портретные, макро, тилт-шифт и так далее. Но нам для нашего справочника хватит и того, что написано выше.
Сразу предупреждаем: в рамках этой статьи мы не сможем обсудить особенности работы каждого вида оптики. Как какой объектив снимает — тема отдельного исследования, здесь же мы сможем только научиться читать характеристики оптики.

СВЕТОСИЛА

Второй важнейшей характеристикой объектива является светосила, говорящая о том, сколько света способен пропустить через себя объектив. Часто светосилу называют относительным отверстием. Обычно она выражается числом (если светосила постоянная) или двумя числами, перед которыми стоит буква f или цифра 1, а также знак «/» или «:», обозначающий деление. Светосила относительна, поэтому объектив f/2,8 светлее объектива f/5,6. Обозначение 18-55 мм 1:2,8-5,6 означает, что на минимальном фокусном расстоянии (18 мм) самая «светлая» диафрагма — 2,8, а на максимальном (55 мм) объектив имеет светосилу 5,6, а это означает в четыре раза меньше света, чем при относительном отверстии 2,8.
Условно можно разделить объективы на светосильные и «темные». Обычно светосильным считается объектив f/2,8 и выше, но это, повторимся, очень условное разделение. Одно несомненно: чем выше светосила, тем дороже оптика, и за «дырку» (жаргонное название относительного отверстия) 2,8 вы отдадите намного больше денег, чем за f/3,5. Существуют и суперсветлые объективы. Как правило, это объективы с неизменным фокусным расстоянием (фиксы) и сумасшедшей светосилой: например, f/1,4; f/1,2 или даже f/1. 

КРЕПЛЕНИЕ ОБЪЕКТИВА — БАЙОНЕТ

Разумеется, речь в статье идет о сменной оптике — несменную обсуждать малоинтересно. А раз есть возможность замены объектива, есть и крепление оного к корпусу фотоаппарата. Изначально для этого применялась резьба — самый старый из сохранившихся способ присоединения называется «резьбовое соединение М42х1» и представляет собой резьбу диаметром 42 мм с шагом 1 мм. Объективов с резьбой все еще очень много, поэтому и переходники на М42 — товар весьма ходовой. Такая оптика не имеет ни автофокусировки, ни возможности автоматического управления диафрагмой, но использовать ее с современными зеркальными системами очень даже можно. В определенных кругах, например, популярны объективы «Пеленг» типа «рыбий глаз» с углом обзора 180 градусов по горизонтали. Попробуйте-ка найти такой автофокусник! Достоинство у «байонета» М42 только одно: дешевизна и доступность оптики. Все остальное — недостатки.
Внедрение систем автофокусировки потребовало в том числе и надежного электрического контакта объектива с аппаратом, поэтому сейчас используется только крепление типа «байонет», причем стандарт у каждого производителя собственный. Электрической совместимости друг с другом от байонетов Canon, Nikon, Pentax и Koniсa Minolta / Sony, о которых в этой статье пойдет речь, нет. 

ФОКУС

Коль уж мы заговорили об автофокусной оптике, начнем описание технологий как раз с привода системы автофокусировки. Привод бывает механическим и ультразвуковым (волновым). Ультразвуковой привод дает большой выигрыш как в скорости, так и в точности фокусировки по сравнению с обычным механическим приводом. Кроме того, он бесшумен, потребляет меньше энергии и позволяет производить ручную фокусировку даже при включенном автофокусе, т. е. автоматику можно «подправить» (обычный объектив для этого придется переводить в режим ручной фокусировки). Ультразвуковой фокусировочный привод незаменим в серьезной репортажной съемке, а также при съемке со вспышкой в темноте: имеющегося света обычному объективу просто не хватит, а вспышка работает совсем недолго, и только объектив с быстрым автофокусом имеет шансы сфокусироваться. Разумеется, такой привод стоит дополнительных денег.
Вторая важная особенность автофокусировки — с помощью каких элементов она выполняется. У дешевой оптики передняя линза обычно участвует в процессе фокусировки, а значит движется и вращается. Это фактически лишает фотографа возможности применять поляризационные и градиентные фильтры, так как их работа зависит от их положения.
Более дорогая оптика строится по другому принципу. В ней фокусировка выполняется только с помощью внутренних элементов объектива. Это, во-первых, обеспечивает неподвижность переднего края, а во-вторых, обычно еще и хорошо сказывается на скорости фокусировки. Технологии, означающие по сути одно и то же, у разных производителей называются по-разному, но суть одна: объектив с внутренней фокусировкой предпочтительнее объектива без таковой. 

ОБЪЕКТИВНЫЕ ДОСТОИНСТВА

Фокусировка — это хорошо, но оптика строится еще и с расчетом на качество изображения. Для его улучшения производители разработали и применяют множество специальных технологий и приемов.
Любому из нас знакома «шевеленка», которая возникает из-за дрожания рук. Бороться с нерезкостью такого рода можно тремя способами: во-первых, бросить пить, во-вторых, снимать только на коротких выдержках и в-третьих, пользоваться стабилизатором изображения. Суть этой технологии проста: встроенные акселерометры оценивают вибрацию, а подвижные линзы пытаются ее компенсировать. «Стабилизированные» объективы в целом дороже оптики без стабилизатора. Стабилизатор изображения потребляет энергию аккумулятора, будьте внимательны! К тому же стабилизатор не спасет на совсем уж длинных выдержках, обычно все, что он может дать, — резкость на выдержках на один-два стопа более длинных, чем если бы стабилизатора не было.
Другая вечная проблема оптики — хроматические аберрации. Они возникают из-за разности коэффициентов преломления света. Строго говоря, у любой линзы есть разные фокусные расстояния для лучей разного цвета. В результате изображения, сформированные с помощью разных цветов, образовываются в разных точках. Результат все мы много раз видели: неприятный цветной ореол вокруг контрастных объектов, падение резкости изображения и так далее. Особенно это характерно для длиннофокусной оптики.
Борьба с аберрациями ведется с переменным успехом всеми производителями. В основном для уменьшения уровня хроматических аберраций применяется стекло с низкой дисперсией (дисперсия = рассеивание). Не останавливаясь подробно на механизме работы таких, отметим лишь, что ни одна технология не гарантирует избавление от искажений — стекла без дисперсии не существует. Впрочем, уровень хроматических аберраций на нормальной современной оптике не столь критичен, чтобы сильно много думать об этом. Это, правда, не означает, что плохих объективов не бывает.
Также в описаниях объективов часто встречается термин «апохроматический» — он означает, что линза собирает синие, желтые и красные лучи примерно в одной точке, что также ведет к уменьшению аберраций.
(Надо сказать, что обращать на это внимания особенно не стоит - с аберрацией успешно можно бороться программным способом, программой Capture One, например - прим.Г.Е.)
Еще один вид искажений — дисторсия. Наиболее известна дисторсия, возникающая при съемке широкоугольным объективом — выражается она обычно в нарушении пропорций и размеров объектов, находящихся по краям кадра. Краткий курс геометрической оптики читать не будем, но заметим, что для борьбы с ней применяются асферические линзы. Само по себе наличие асферических линз в конструкции, конечно, не означает отсутствия дисторсии, более того, многие производители даже не афишируют применение таких линз в своей оптике — это считается само собой разумеющимся. Чем больше асферических элементов, тем меньше уровень искажений.
Надо отметить, что есть объективы, у которых дисторсия не только неустранима, но еще и является важной особенностью изображения. Например, сверхширокоугольные «рыбьи глаза» дают неповторимую деформацию краев кадра, за что и любимы фотографами.
Нельзя тут не упомянуть о просветлении оптики. Как известно, ни одно стекло не пропускает сто процентов света: часть оно отражает, часть поглощает. Для увеличения количества света, проходящего сквозь линзу, на ее поверхность наносят тончайшие пленки с коэффициентом преломления меньшим, чем у стекла, из которого линза выполнена. Раньше далеко не вся оптика просветлялась, сейчас же почти вся имеет такое покрытие. Некоторые производители не заявляют об этом громко, другие считают это большим достоинством.
Кстати, просветляющее покрытие обычно очень хрупкое, повредить его легко, а восстановить — нет. Так что будьте внимательны при уходе за фотооптикой: переднюю линзу чистить — это вам не очки тряпочкой протирать. 

CANON

Современные зеркальные цифровые камеры Canon EOS оснащены байонетом EF и его разновидностью EF-S. EF расшифровывается как Electro-Focus, оптика этого формата совместима с полнокадровыми камерами Canon. Буква S означает Short, и говорит о том, что задняя линза объектива расположена ближе к матрице, чем в случае с байонетом EF. Для пользователя это означает, что объективы EF-S могут использоваться только с камерами, оснащенными «кропнутой» матрицей формата APS-C (вся серия xxxD, xxD). Оптика EF может устанавливаться на фотоаппараты EF-S, но не наоборот. Проще говоря, более дешевые объективы EF-S разрабатывались в расчете на кроп, а объективы EF — на полный кадр. Соответственно, старшие камеры (EOS 5D, EOS 5D Mark II и выше) могут комплектоваться только линзами EF.
Полное наименование объектива начинается именно с байонета, например EF 200mm f/2L IS USM или EF-S 17-55mm f/2,8 IS USM.
Со всем остальным проще разбираться на примерах. Что мы можем сказать об объективе EF-S 17-55 мм f/2,8 IS USM? Это объектив только для «кропнутых» зеркалок, таким образом его реальное фокусное расстояние выводится умножением базового ФР на коэффициент кропа для матриц APS-C, т. е. на 1,6. Получится 27-88 мм, а значит, перед нами нормальный (штатный) объектив. Светосила постоянна по всему диапазону, причем она весьма велика. Аббревиатура IS в названии объектива указывает на наличие стабилизатора изображения (Image Stabilizer). USM (Ultra Sonic Motor) говорит о том, что объектив оснащен ультразвуковым фокусировочным мотором. Буквы DO, которые также изредка можно встретить в обозначениях, говорят о применении дифракционной оптики, которая позволяет уменьшить хроматические аберрации. Такие объективы дороже обычных, и их совсем немного. И наконец, буква L в названии сразу же прибавляет 50% к авторитету фотографа, а красное кольцо на объективе значит почти то же, что малиновые штаны на Плюке.Такой буквой помечаются самые дорогие объективы, в которых собрано все лучшее. Объективы серии L всегда выполнены в прочном металлическом корпусе, оснащены ультразвуковым фокусировочным приводом, часто стабилизированы, а вся современная оптика L-серии к тому же водо- и пыленепроницаема. В них применяются самые лучшие линзы, близкая к круглой диафрагма, и все это дает отличную картинку.
Исходя из вышеизложенного, всю линейку оптики Canon (да и не только Canon) можно условно разделить на три большие группы: простая оптика, USM-оптика и объективы серии L. Простая оптика, как правило, не имеет ультразвукового мотора, в ней применяются самые простые линзы, и она не предназначена для серьезных дел. Иногда может быть оснащена дополнительными «плюшками» в виде стабилизатора изображения. Пример — «китовый» EF-S 18-55 мм f/3,5-5,6 IS. Покупка оптики подобного класса в качестве сменной чаще всего не имеет смысла.
Вторая большая группа объективов — оптика среднего класса, так называемая USM-оптика.Ультразвуковой мотор, иногда стабилизатор, в отдельных случаях — защита от пыли и влаги, адекватное качество изображения. Пример — уже упомянутый EF-S 17-55 мм f/2,8 IS USM, другой «штатник» EF-S 17-85 f/4-5,6 IS USM или телевик EF 70-300 мм f/4-5,6 IS USM. Она подойдет большинству фотографов, которые не цепляются особенно за качество снимков, но привыкли к быстрой и удобной работе. Как правило, такая оптика выполняется в пластиковых корпусах, что в общем-то и является главным ее недостатком — даже несильный удар способен вывести объектив из строя.
И наконец, объективы L-серии тоже можно разделить на две группы: подороже и подешевле. Более дорогие объективы имеют, как правило, высокую светосилу (от f/2,8) по всему диапазону, совсем нескромный вес и заоблачную цену. Пример — «штатник» EF 24-70 f/2,8L USM или телевик EF 70-200 f/2,8L IS USM. Более дешевые объективы имеют светосилу пониже, габариты поменьше, ну и цену соответствующую. Отличный пример — «телевик» EF 70-200 f/4L IS USM, который отличается от упомянутого выше собрата только светосилой (на одну ступень) и ценой (почти вдвое дешевле). 

NIKON

Байонет Nikon F — один из немногих, переживших эпоху внедрения автофокусировки. Этот тип крепления применяется с 1959 года. Полная совместимость старой оптики с новыми камерами обеспечивается не всегда, но чаще всего старая оптика работает, особенно на старших камерах, не имеющих ограничений на использование различных типов объективов.
Маркировка объективов Nikon существенно более сложна, чем описанная выше маркировка Canon, и связано это с тем, что почти каждая применяемая технология отображается в маркировке. Это, в общем-то, правильно — так куда легче читать характеристики оптики.
Первыми почти всегда идут фокусное расстояние и светосила, а сразу за светосилой, без пробела, одной буквой обозначен тип объектива — D или G. И тот и другой тип — автофокусные, с передачей данных о дистанции фокусировки в камеру. Объективы типа D имеют отдельное кольцо для управления диафрагмой, объективы типа G — нет.
Дальше, как правило, следует информация о применяемых в объективе технологиях фокусировки и улучшения изображения. Можно встретить обозначение ED (Extra-Low Dispersion), что указывает на применение в конструкции линз со сверхнизкой дисперсией, уменьшающих хроматические аберрации. Встречаютсяаббревиатуры IF (Internal Focusing) и RF (Rear Focusing). Первая означает, что при фокусировке движутся только линзы внутри объектива, вторая говорит, что фокусировка выполняется с помощью задней группы линз.Аббревиатура VR означает наличие системы подавления вибраций, проще говоря стабилизатора изображения, а сочетание букв AF-S указывает на наличие бесшумного фокусировочного мотора SWM (Silent Wave Motor).
Будьте внимательны, увидев в названии объектива сочетание букв DX! Оно сигнализирует о том, что этот объектив — «кропнутый», иначе говоря, он предназначен только для камер с матрицами формата DX (кроп-фактор 1,5), на полнокадровых камерах эксплуатация объективов DX также возможна, но всю матрицу задействовать при этом не получится. Зато такая оптика дешевле полнокадровой.
Теперь обратимся к конкретным моделям. Запись 18-135 мм f/3,5-5,6 ED-IF AF-S DX показывает, что мы имеем дело с «кропнутым» универсальным объективом, покрывающим диапазон фокусных расстояний от 27 до 200 мм, т. е. захватывающим как начало телезоны, так и всю «нормальную» зону. Этот объектив имеет внутреннюю фокусировку и постоянный наружный размер (IF), содержит низкодисперсные линзы (ED), и оснащен бесшумным фокусировочным мотором (AF-S). Да, объектив не особенно светосильный, и к тому же без стабилизатора.
Другой пример — 24-70 мм f/2,8G ED AF-S NIKKOR, светосильный полнокадровый «штатник», который, конечно же, может работать и на кропе. У объектива отсутствует кольцо для установки диафрагмы (G), зато присутствуют линзы из низкодисперсного стекла (ED) и ультраволновой бесшумный привод (AF-S).
Делить оптику Nikon на классы мы не будем: во-первых, сама компания этого не делает, а во-вторых, информативная маркировка и так позволяет узнать об объективе почти все. 

PENTAX

Глава опущена (см. оригинал) 

KONICA MINOLTA — Sony

Байонет Minolta A появился в 1985 году, и с тех пор успел поменять трех «хозяев»: сначала Minolta трансформировалась в Konica Minolta, а относительно недавно этот байонет перешел к компании Sony.
Не будем особенно останавливаться на конструкции байонета, лучше поговорим об обозначениях и совместимости. Существует три линейки объективов для байонета A: Minolta, Sony и Carl Zeiss. Объективы Minolta — обычно старенькие линзы, объективы Sony — перевыпущенные с минимальными изменениями (а то и вовсе перемаркированные) объективы Minolta, объективы Carl Zeiss — разработанная с нуля специально для новых камер Sony оптика.
Индекс G в названии объектива означает принадлежность к профессиональной серии оптики, с выдающимися оптическими качествами и прочным корпусом. На старые объективы Minolta маркировка G не наносилась, вместо нее использовалось кольцо золотистого цвета. Sony, наоборот, использует маркировку, но не кольцо.
Индекс DT (Digital Technology) означает, что объектив создавался для «кропнутых» камер. Объективы DT могут использоваться как на пленочных, так и на новых полнокадровых цифровых камерах, но дадут сильное виньетирование. Индекс D в маркировке объективов Minolta говорит о наличии декодера расстояния: объектив передает камере информацию о дистанции фокусировки, которая используется затем в системе управления вспышкой ADI (Advanced Distance Integration). Впрочем, эта система используется только на камерах Dynax 4, 5 и 7.
Очень важная, хотя и немногочисленная группа объективов — оптика с индексом xi. Они отличаются от всех прочих наличием микродвигателя для изменения фокусного расстояния (зума). В настоящее время объективы не выпускаются, система не поддерживается, а если попробуете поставить такой на современную камеру, не исключены проблемы с совместимостью.
Аббревиатура APO говорит о наличии апохроматических элементов для уменьшения аберраций, STF (Smooth Transition Focus) обещает красивое боке (нерезкую зону), так как в конструкции содержится специальный элемент, SSM (SuperSonic Motor) — означает бесшумный фокусировочный мотор. Кстати, объективы с таким приводом будут работать с камерами до Dynax 7 вовсе без автофокуса, а объектив STF вы вряд ли просто так встретите — редкость, однако.
Поскольку различных объективов очень много, примеров тоже будет достаточно. Sony SAL-16105 16-105 мм f/3,5-5,6 DT — универсальный объектив для «кропнутых» камер без других технологических изысков, Sony SAL-20F28 — двадцатимиллиметровый «фикс» со светосилой 2,8. Sony SAL-70300G 70-300 мм f/4,5-5,6 G SSM — телевик высокого класса (G) с ультразвуковым мотором (SSM). Minolta 85/1.4 G D — высококлассный (G) полнокадровый «фикс» со светосилой 1,4 и поддержкой определения расстояния (D).
Возможно, в скором времени Sony с ее мощными маркетинговыми ресурсами в корне поменяет систему маркировки объективов, но пока совсем небольшое количество индексов дает возможность разобраться в огромном парке оптики с байонетом Minolta A. 

SIGMA

Компания SIGMA малоизвестна как производитель зеркальных камер, несмотря на то, что она их все же производит. Обычно SIGMA вызывает другие ассоциации: компания выпускает великое множество «совместимых» аксессуаров для самых разных зеркальных платформ. Поэтому нелишним будет разобраться и в ее номенклатуре тоже.
Вы можете встретить в названии объективов SIGMA самые разные обозначения — это может быть объектив для Canon, для Nikon и даже для чего-нибудь еще. Однако основные индексы все-таки поддаются классификации.
HSM (HyperSonic Motor) — ультразвуковой фокусировочный мотор, то же, что USM у Canon и SWM у Nikon.
OS (Optical Stabilisation) — стабилизатор, то же, что IS у Canon и VR у Nikon.
IF / RF — аналог тех же индексов у Nikon, означает внутреннюю либо заднюю фокусировку.
HF (Helical Focus, геликоидный фокус) — говорит о том, что передний фокусирующий элемент не вращается, что позволяет применять поляризационные и градиентные фильтры.
ASP (Aspherical) — в конструкции применены асферические линзы. EX — обозначает принадлежность к высшей серии объективов с высокой светосилой, хорошей картинкой и весьма узнаваемым дизайном.
DL (Deluxe) — труба пониже, а дым пожиже, чем у EX, но при этом DL — все равно неплохо оснащенные объективы, как правило, со шкалой расстояний.
APO — апохроматическая конструкция, сделано все для уменьшения хроматических аберраций.
UC (Ultra Compact) — особо компактный объектив.
DF (Dual Focus) — специальная конструкция фокусировочного кольца позволяет ему оставаться неподвижным в режиме автофокуса.
DC(Digital Camera) — объективы специально для «кропнутых» цифровых камер.
DG (Digital Grade) — специальная серия «шириков» как для пленочных, так и для цифровых камер. Кроме того, могут встретиться слова, Macro, Compact, Fish-Eye и т. д., но они, мы надеемся, уже не нуждаются для вас в расшифровке.
Самая же важная характеристика объектива SIGMA — то, для какой платформы он, собственно, предназначен — тоже содержится в названии, причем, как правило, в явном виде. Объективы SIGMA выпускаются в пяти вариантах: Canon EF, Nikon AF, Pentax KAF, Minolta (Sony) A, Sigma AF (для собственных камер SIGMA), 4/3 (для камер Olympus). Соответственно, маркировка AF 24-135 мм f/2,8-4,5 Aspherical IF не будет полной без указания платформы. А вообще-то перед нами универсальный объектив с асферическими элементами в конструкции и внутренней фокусировкой, не слишком высокого класса, раз без ультразвукового привода и с такой светосилой. AF 18-50 мм f/2,8 EX DC — «штатник» высокого класса (EX) для «кропнутых» цифровых камер (DC). Как правило, EX включает в себя и внутреннюю фокусировку, и асферические элементы, просто при наличии EX в маркировке эти параметры обычно опускают — и так все ясно. Объектив AF 28-200 мм f/3,5-5,6 ASP Macro Compact Hyperzoom (взяли специально из-за развесистости названия) представляет собой универсальный объектив с большим диапазоном фокусных расстояний (Hyperzoom), подходящий для макросъемки и имеющий небольшую минимальную дистанцию фокусировки (Macro), не очень большой (Compact) и к тому же с асферическими элементами (ASP). Как и любой другой продукт с кучей рекламных слов в названии покупать не стоит. 

TAMRON

Вторая по плодовитости и известности компания, производящая «совместимую» оптику, — Tamron. Некоторые ее объективы пользуются заслуженной популярностью среди небогатых, но требовательных фотографов. Кроме того, Tamron собаку съела на производстве объективов с большим диапазоном фокусных расстояний, «гиперзумов» — они считаются одними из лучших.
Итак, самые мощные объективы обозначаются индексом SP (super performance). Тут и светосила, и высококачественные линзы, и... в общем, SP тянет за собой обычно еще целую кучу разных индексов. Однако в случае Tamron принадлежность к элитной серии не означает наличие бесшумной фокусировки. Более того, в наборе индексов нет обозначения ультразвукового мотора. Причина в том, что такие объективы только-только появились у Tamron. Например, существует ультразвуковая версия очень популярного объектива Tamron SP 17-50 мм f/2,8, правда, только для камер компании Nikon.
Индексы Di и Di II означают приспособленность объектива к работе с цифровыми камерами, но серия Di предназначена для работы с любыми, в том числе полнокадровыми зеркалками, а вот Di II подойдет только для «кропнутых» камер. Производитель не рекомендует устанавливать объективы Di II на полнокадровые камеры из-за возникающего сильного виньетирования.
Буквами XR обозначаются сверхкомпактные, но при этом довольно мощные объективы. Tamron, специализирующаяся на гиперзумах, разработала много способов уменьшения габаритов объектива, один из них — применение специального стекла XRGlas с высоким коэффициентом преломления. В общем, видите XR — готовьтесь к несоответствию внешнего вида и характеристик.
Дальше все как у других: VC — стабилизатор изображения, ASL — асферические элементы в конструкции, LD — низкодисперсные элементы, HID — стеклянный элемент с большим рассеиванием (уменьшает хроматические аберрации), AD — элементы с аномальным рассеиванием (применяются опять-таки для уменьшения хроматических аберраций), IF — внутренняя фокусировка. Есть еще индекс ZL (Zoom Lock), который означает наличие замка зума, не позволяющего объективу выдвигаться при транспортировке. Очень хорошая вещь для тех, кто путешествует. Правда, Sigma, чьи объективы тоже часто оснащены подобной полезной штукой, обходится без специального индекса.
И наконец, индекс SHM, который означает (цитирую) «легкий и чрезвычайно прочный механизм от Tamron для монтажа объектива на камеру». Хорошо, а в чем суть-то? Опять цитата: «Существенного снижения веса и увеличения прочности удалось добиться после отказа от латуни и перехода на специальную высококачественную пластмассу...» Вот так. Металл пластиком заменили — и вот вам индекс.
Что же касается главного параметра совместимой оптики — он опять отражен только в названии, а не в индексах. Tamron выпускает объективы для четырех платформ: Canon, Nikon, Minolta / Sony и Pentax. Все объективы выпускаются в версиях C, N и M, некоторые — еще и в версии P.
Вот, собственно, и все.