...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2021/08/08

Псковский Спасо-Мирожский мужской монастырь

Спа́со-Преображе́нский Миро́жский За́величский монасты́рь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма (из Википедии).
В 1975 мы, студенты архитектурного ф-та Академии Художеств, проходили здесь обмерную практику. Основатель монастыря святитель Нифонт, грек, вместе с братией (вероятно, тоже в основном, греки), при возведении купола храма использовали глиняные горшки (для его облегчения и придания особой акустики), которые тут же лепили, и обжигали. По рассказам вдовы известного псковского краеведа и архитектора Ю.П.Спегальского, на осколках горшков, найденных в отвалах часто находили бранные греческие надписи - думаю, это какое-то особое профессиональное суеверие, средиземноморская строительная традиция, когда, чтобы сооружение было надежнее, привлекали злых духов нехорошими словами и затем запечатывали их в стенах..
Мастер Каморки 

О
т Покровской башни и из Покровских ворот открывался вид на Спасо-Мирожский мужской монастырь. Стефан Баторий, поставив орудия для обстрела Пскова возле и внутри монастыря, в том числе на его колокольню, которая в ту войну пострадала настолько, что её пришлось заменить на звонницу. С этой же стороны его войска пытались ворваться в крепость позднее, когда река Великая замёрзла.
Впрочем, Мирожский монастырь стоит на возвышении и хорошо смотрится не только от Покровской башни, но и с других точек противоположного берега реки. Вид на монастырь во многом определяет панораму окрестностей главной водной магистрали города и особенно набережной Завеличья.
Более ранние монастыри, чем Спасо-Преображенский Мирожский. Вблизи Пскова неизвестны. Однако точной даты его основания нет, так как до XIII века летописание в городе ещё не велось. В поздних ежегодных отчётах монастыря указывалось, что его главный каменный храм построен в 1156 году.
Некотрые исследователи в подтверждение приводили сообщение новгородских летописей о смерти в том же году архиепископа Новгородского и Псковского Нифонта, где среди его заслуг указано: в «Плъскове святого Спаса церковь созда камяну».
В книге «Каменная летопись Пскова XII – начала XVI веков» (М., 1993 г.) Алексей Комеч отметил, что в 1137 году вместе с изгнанным из Новгорода князем Всеволодом-Гавриилом в Псков перебралась и единственная новгородская строительная артель. Князь умер 11 февраля 1138 года, а артель осталась здесь с его братом Святополком до 1142 года. За это время Нифонт основал Мирожский монастырь, а артель построила в нём церковь Преображения Господня.
Впрочем, как полагает псковичка Таисия Круглова, монастырь основан предшественником Нифонта Иоанном в 1120-х годах, а храм строился при Нифонте с 1132 года до середины 1140-х годов (журнал «Псков», №№7, 8).
Монастырь расположился при впадении небольшой речки Мирожи в Великую и потому называется Мирожским. Здесь было удобнее натягивать мережи для ловли рыбы. От мережей, по самому распространённому народному преданию, произошло название этой речушки.
Раньше Мирожский монастырь упомянули новгородцы: в 1188 году здесь похоронили их летописца Германа Вояту.
Преображенский собор – древнейший из сохранившихся храмов и зданий Пскова. Он стоит над обрывистым берегом Великой не менее 860 лет. Его скромным, рациональным архитектурным формам посвящены многочисленные научные исследования. В них находят черты греко-византийской строительной техники. Не случайно биографы Нифонта делают предположение, что он – выходец из Византийской империи.
Поражает очень крупная, приплюснутая, не перетянутая, как обычно, луковица купола, а также и внушительный диаметр барабана под ним. Внутри храма барабан опирается на восточную предалтарную стену здания, а в остальных частях – на сложную систему арок. С востока в сторону реки выдвинулась мощная центральная апсида, почти доходящая по высоте до крыши храма. Боковые апсиды почти не просматриваются на этих снимках, так как они вдвое ниже. Из-за отсутствия иконостаса и столбов, поддерживающих купол, внутреннее помещение храма кажется обширным.
Архитектурный облик Спаса-Преображенского собора за много веков не оставался неизменным. Первоначально храм сверху имел чёткую форму креста, так как с западной стороны углы здания были пониженными. Зимой эти углы могли забиваться снегом и льдом. Весной влага от таяния протекала вдоль стены и могла бы разрушить её. Поэтому почти сразу, с тех же лесов, оба западных угла храма надстроили до основной высоты здания, и оно утратило форму креста. Полукруглую («по закомарам») крышу позднее заменили плоской, четырёхскатной.
В конце XVI – начале XVII века перед западным входом в Спасо-Преображенский собор появился притвор. На его северной стене поставили двухъярусную звонницу с пятью пролётами, сменившую высокую башенку колокольни, пострадавшей во время Ливонской войны. Судя по клировой ведомости монастыря за 1867 год, на звоннице тогда висели восемь колоколов. Три из них имели старинные надписи, приведённые в книге графа Михаила Владимировича Толстого «Святыни и древности Пскова» (М., 1861 г. стр. 68).
В весенние разливы Великая вода заходила на территорию монастыря и даже проникала в Преображенский храм. В ХХ веке несколько высоких уровней стояния воды отметили на стене его притвора.
Во время ремонта в 1858 году на горнем месте в алтаре открылись фрески XII века. Ими внутренние стены собора были расписаны сразу после возведения здания. Они занимают всё пространство стен сверху донизу в несколько рядов. Через четыре столетия их забелили и забыли. Открытие древней настенной живописи стало сенсацией. По инициативе академика Владимира Суслова через три десятилетия после обнаружения все фрески были освобождены от поздних наслоений.
Расчистка фресок, их предстоящее обновление заставили позаботиться и о сохранности собора. 6 августа 1897 года, в день Преображения Господня, последовало Высочайшее соизволение императора о выделении средств на реставрацию храма и его стенной живописи. Работами руководила комиссия из столичных академиков, а техническую часть поручили псковскому городскому архитектору Фёдору Павловичу Нестурху. При этом исправили повреждения кладки стен, сделали бетонными основания для пола, обеспечили быстрый сток воды в реку после наводнений. 27 августа 1902 года епископ Сергий заново освятил Спасо-Преображенский собор.
Богатую обитель с немалыми земельными угодьями и 950 крепостными душами при церковной реформе Екатерины II отнесли к последнему, третьему классу монастырей. По штатам 1764 года ему определили иметь не более 12 обитателей. Впрочем, обычно монахов и послушников было даже меньше. Для их проживания в 1789 году западнее Святых ворот построили и в 1879 году расширили братский корпус с десятью кельями на втором этаже, трапезной и кухней внизу.
С левой стороны, напротив входа в Преображенский собор, находится здание со старинным нижним каменным подвалом и более поздним деревянным верхом. В нём с 1800 года проживали настоятеля монастыря. 



СПЕЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Отец Андрей Ткачёв о Владимире Путине - божий человек на своем месте

...Без раболепства и чинопоклонства. Здравый и трезвый поп о государе и текущем моменте.    Мастер Каморки